Перейдем к расчетам. Для сравнения стоимости владения автотранспортным средством мы сосредоточимся на наиболее распространенных случаях, исключив частные варианты, такие как бензин марки АИ-95, газ, дизель и т.д. Основное внимание будет уделено распространенному бензину марки АИ-92 и исключены экстремальные электромобили с высоким расходом электроэнергии в категории внедорожников. Таким образом, сравнение стоимости будет проведено на основе данных массового автомобильного рынка.
При проведении анализа стоимости владения транспортным средством мы исключаем общие затраты, такие как страхование, ремонт, мойка, налоги, штрафы, комплекты шин и стоянка, так как они остаются примерно одинаковыми как для автомобилей с ДВС, так и для электрических. В данном контексте мы сравниваем только основные расходы, связанные с топливом или зарядкой, чтобы определить, что более выгодно для владельцев автотранспортных средств.
При анализе преимуществ электромобилей было учтено, что некоторые мегаполисы и торговые центры предоставляют бесплатную парковку для электромобилей, однако этот фактор имеет временный и местный характер и не был включен в общий анализ. Помимо этого, следует отметить, что электрокары часто оснащаются видеорегистраторами и навигационными системами уже на заводе, что является дополнительным преимуществом данного типа автотранспортных средств.
При выборе тарифа для дневного потребления электроэнергии определили значение для Московской области: 6,43 руб. за 1 кВт как базовую стоимость на 2024 год для города и 4,5 руб. для села. Рассмотрены четыре варианта заправки электрокаров: дневная заправка, бесплатная зарядка в мегаполисах, ночная заправка для жителей загородных зон и платные станции для неожиданных ситуаций. Также учтено влияние зимних условий на эксплуатацию, где 20% дней в году приходится на сезонную холодную погоду. Зимой затраты на подогрев салона и батареи удваиваются, что приводит к увеличению энергопотребления. Сравнительно для автомобилей с ДВС, зимний расход топлива увеличивается на 10% по сравнению с летним.
Средний житель России проезжает в год около 14 000 км на своем автомобиле, который расходует примерно 8 литров на 100 км. Это означает, что расход бензина на 100 км при средней стоимости в 51 руб. за 1 л составляет 408 руб. Переход на электромобиль россиянин мог бы осуществить с затратами в 15 кВт на 100 км. То есть днем можно зарядить авто на 100 км за 96,45 руб. Вариант с бесплатной зарядкой подразумевает отсутствие расхода в случае государственной поддержки. В селе зарядка обойдется в 67,5 руб. Быстрая зарядка в Москве может доходить до 25 руб. за 1 кВт. Тогда цена 100 км составит 375 руб. Как видно, даже самый дорогой вариант зарядки дешевле заправки топливом.
При оценке экономической выгоды использования электромобилей, важно учитывать стоимость оригинальных батарей. Например, батарея для Tesla Model 3 стоит от 5 до 7 тысяч долларов и обеспечивает пробег от 500 до 700 тысяч километров. Рассмотрение возможной амортизации при эксплуатации электромобиля включает в себя варианты ремонта отдельных ячеек или просто продажу автомобиля через несколько лет без вмешательства в батарею. Важно учитывать, что через определенное время на смену литий-ионным батареям придут новые элементы питания, что продлит срок службы автомобиля.
Некоторые электрокары предлагают более доступные батареи, например, цена батареи для Nissan Leaf составляет 4 тысячи долларов. В Китае, где добывается литий, батареи от компании CATL будут дешевле. Амортизация бензиновых двигателей включает вероятность капитального ремонта после определенного пробега, в то время как у электромобилей такая необходимость отсутствует.
Если рассматривать отдельно срок владения авто примерно 5 лет, то за это время машина с ДВС непременно потребует замену моторного масла, фильтра, масла АКПП, датчика кислорода, свечей зажигания, ремня ГРМ.
Электромобилю может потребоваться только замена масла редуктора. Так как цены сильно отличаются по регионам, то нет смысла здесь оперировать числами. Но по спискам необходимых работ понятно, что суммы обслуживания существенно разнятся.
Следует также учесть, что новые электромобили не теряют в своей стоимости так же сильно, как авто с ДВС. А потому выгодно продать их после нескольких лет использования не составит труда. Этому будет способствовать и отсутствие серьезных загрязнений салона, так как у водителя нет контакта с загрязняющими жидкостями (бензин, разнообразные масла).