Виджет atomobility
 
 
РАЗБОР - АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Как растаможить электромобиль

Автор Андрей Беляков
В последние пару лет в Россию поступает значительное число импортных электромобилей. Процесс импорта электрокаров включает в себя процедуру таможенного оформления, оплату сборов, госпошлин и налогов. Поскольку страна стремится к развитию электротранспорта, владельцам электромобилей уже сейчас предоставляются различные льготы и преимущества. Среди них: бесплатная парковка, возможность бесплатно зарядить авто, нулевой налог на транспорт, освобождение от оплаты при проезде по платным дорогам, дополнительные скидки для приобретателей электрокаров и субсидии для производителей. А до недавнего времени была предоставлена нулевая пошлина на ввоз электроавто
Ввозная пошлина на электрокары была равна нулю, но больше не действует
В 2020 г. в России и других странах Таможенного Союза было введено освобождение от ввозных пошлин на электрокары. Это решение позволило гражданам покупать за границей и бесплатно ввозить в страны ТС различные моторные виды транспорта с электродвигателями вне зависимости от их возраста.

Практически это значило освобождение от оплаты растаможивания электрокаров, однако оставались и другие обязательные платежи, такие как утиль-сбор, акциз и НДС. Эта программа работала до конца 2021 г., а потом было принято решение ее не продлевать, вернув тем самым прежний порядок растаможки электрокаров.

Основной причиной сворачивания программы стала неэффективность в развитии отечественного электромобилестроения. Не было стимула для инвесторов как из России, так и из-за рубежа вкладывать средства в производство электромобилей на территории РФ. Кроме того, результаты программы оказались неудовлетворительными: в 2021 году количество импортированных электромобилей увеличилось в три раза по сравнению с 2020 годом, хотя в числовом выражении это лишь 2254 единиц электрокаров.

Какие правила с 2022 г. для растаможки электрокаров

При таможенном оформлении электротранспорта следует учесть, что потребуется немалое время, в среднем от 2 до 3 недель. Растаможка проводится по месту регистрации собственника электроавто. Пока происходит оформление, автомобиль хранится на складе. Необходимо иметь в виду, что проверка бумаг и разрешений будет проведена при въезде на территорию РФ, поэтому весь пакет документов должен быть готов перед началом процедуры. К этому списку относятся: паспорт владельца (заграничный и гражданина РФ), ИНН физического лица, таможенная декларация (в зависимости от цели использования), заявление с датой прибытия, расписка об оплате депозита, доверенность, заверенная у нотариуса (при оформлении электрокара через брокера) и документы на автомобиль.

Электромобили в таможенной классификации относятся к категории автотранспортных средств, которые работают на электрическом двигателе или нескольких таких двигателях. Также рассматриваются транспортные средства с возможностью использования ДВС, но только в качестве дополнительного источника энергии, который косвенно влияет на движение автомобиля.

При оформлении электромобиля ключевым для таможни является определение основного двигателя в авто. Если это электрический мотор, то весь процесс растаможки будет проводиться с учетом статуса электрокара.

При перевозке электромобиля через границу с 2022 года необходимо учитывать, что таможенные сборы состоят из нескольких частей. Так, таможенная пошлина составляет 15% от цены приобретения автомобиля.

При уплате утилизационного сбора при ввозе автомобиля различаются тарифы для физических и юридических лиц в зависимости от возраста транспортного средства. За автомобили возрастом от 0 до 3 лет размер сбора для физлиц составляет 3400 рублей, а для авто старше 3 лет — 5200 рублей. Для юрлиц ставки утилизационного сбора значительно выше и составляют 32600 и 122000 руб. соответственно.

При уплате акциза для автомобилей учитывается их мощность. Акциз может быть нулевым для авто до 90 л. с. При этом для автомобилей мощностью от 90 до 150 л. с. действует тариф в размере 53 рубля за 1 лошадиную силу. К автомобилям мощностью от 150 до 200 л. с. дается ставка в 511 руб. за 1 лошадиную силу.

При ввозе автомобиля также учитывается НДС, который составляет 20% от общей суммы, рассчитанной путем сложения величин акциза, утиль-сбора и пошлины. Этот налог является обязательным для уплаты при импорте автомобиля через таможенную границу.

Давайте представим ситуацию, где вы приобрели электромобиль Nissan Leaf 2019 года выпуска с двигателем мощностью 150 л. с. за 2 миллиона рублей. При прохождении таможенного оформления данного автомобиля вам необходимо будет уплатить таможенную пошлину. Ее размер рассчитывается как определенный процент от общей стоимости автомобиля и в данном случае составит 15% от цены приобретения, то есть 300000 рублей.

При этом утилизационный сбор будет равен 5200 руб. Акциз — 7950 руб. НДС будет равен (300000 + 5200 + 7950)*0,20 = 62630 руб.

Несложно подсчитать полную сумму, в которую обойдется растаможка — 375780 руб.
Как растаможить электротранспорт в государствах ЕАЭС
В 2020 г. страны ЕАЭС с подачи Беларуси коллективно перешли на равную нулю ставку растаможки электротранспорта. Однако с 01.01.2022 они согласовано отказались от этой программы. Впоследствии каждая страна приняла свое решение по данному вопросу.

При принятии решения о защите отечественного авторынка и сохранении пошлин в 15% на импортированные электрокары в РФ, некоторые страны ЕАЭС выбрали путь возвращения к льготному режиму. В рамках этого режима для прохождения таможенного оформления электротранспорта потребуется лишь уплатить утилизационный сбор и некоторые другие небольшие технические сборы, в отличие от пошлин, применяемых в России.

В Республике Беларусь вновь введена нулевая таможенная пошлина для электрокаров, и можно решить, что это отличный способ обойти закон, растаможив авто в РБ, а не в России. Но программу льготной пошлины в РБ осуществляет местный Таможенный комитет. Особое внимание уделяется тому, что данная льгота применяется исключительно к гражданам Республики Беларусь, постоянно живущим на ее территории.

Строгий контроль установлен в отношении перепродажи электромобилей, ввезенных жителями с льготами, другим гражданам, включая Россию. Для продажи электрических транспортных средств в Россию предусмотрена специальная схема: 15% пошлины (или 38% для автомобилей старше 5 лет) в Беларуси, а потом уже легальная продажа автомобиля покупателю из РФ.

В Казахстане, Армении и Киргизии также вступили в силу похожие законодательные акты, как в Беларуси, касающиеся импорта электрических автомобилей. Поэтому сейчас возможность приобретения иностранного электрокара через соседние дружественные страны для жителей России лишена преимуществ.
Новый или б/у электромобиль?
При выборе между покупкой нового и подержанного электромобиля, следует учитывать, что электрические авто удерживают свою стоимость лучше, чем обычные машины, особенно в период действия гарантии на батарею, которая часто составляет 7–8 лет. В то время, как выгода от покупки подержанного электрокара не столь значительна, как от покупки подержанного обычного автомобиля, стоит учитывать долгосрочное сохранение стоимости электромобиля благодаря длительной гарантии на батарею.

В России большинство электромобилей, за исключением нескольких моделей, относятся к мощным и премиальным сегментам, что делает их дорогими для большинства потенциальных покупателей. Этот фактор, наряду с ограниченной зарядной инфраструктурой, замедляет развитие рынка электромобилей в стране. Важно учитывать, что доступность среднебюджетных моделей может способствовать увеличению интереса к электромобилям и стимулировать их продажи на российском рынке.

На сервисах неавторизованных продавцов можно найти широкий выбор электромобилей, включая не только дорогие модели Tesla, но и более доступные или экзотические варианты. Однако следует помнить, что приобретая автомобиль у неофициального продавца, покупатель лишается основного преимущества, которое предоставляют официальные дилеры — полноценной гарантии на автомобиль. Важно внимательно изучить условия покупки и предоставленные гарантии перед совершением сделки, чтобы избежать возможных проблем в будущем.

Получается, что б/у электрокар не намного дешевле нового. Но за ним сохраняются все преимущества, равно как и недостатки. Стоит ли приобретать новый электромобиль или отдать предпочтение подержанному авто — решает каждый сам.
Что дешевле: купить электромобиль за границей и растаможить или приобрести электрокар в России
Приобретение электромобиля за границей и растаможка может обойтись дороже, чем покупка электрокара в России из-за дополнительных расходов на таможенные пошлины, особенно если вы работаете через посредника. Кроме того, нужно учитывать возможные сложности с документами и гарантией при покупке за границей. В зависимости от конкретных условий и правил импорта в страну, цена покупки и растаможки электромобиля за границей может быть выше, чем цена покупки электрокара в России.

Альтернативным вариантом станет покупка авто на электротяге в России у производителя или собственника. Но появляется проблема ограниченного выбора. Поэтому перед принятием решения стоит внимательно оценить все затраты и условия приобретения электромобиля, чтобы выбрать наиболее выгодный вариант.
5-секундный опрос о вариантах покупки электромобиля
Какой способ покупки электромобиля для вас предпочтительнее?
Ваш ответ учтен. Спасибо за участие в опросе! =)

Пишите нам

Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я соглашаюсь на получение новостных/рекламных сообщений на условиях Пользовательского соглашения

Комментарии

Доступные электромобили в аренду в Atomobility

ВСЁ ВКЛЮЧЕНО В ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПЛАТЕЖ
ВЫГОДНЕЕ ЧЕМ КРЕДИТ И УДОБНЕЕ ЧЕМ ПРОКАТ
НОВЫЕ АВТО, СОБСТВЕННЫЙ АВТОПАРК
СТРАХОВКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Почитать ещё

Загрузить еще