Российские электромобили сегодня и завтра: перспективы развития отрасли

Быть или не быть электромобилю: раскрываем планы отечественного автопрома

Автор Юлия Матюхина
Отечественный автопром привыкли ругать, не обращая внимания на происходящие с ним перемены. За последние годы российские автопроизводители постарались выйти на новый уровень. Сферу автомобилестроения охватила наибольшая активность. На основе российских комплектующих планируется создание нового отечественного электрокара.

На сегодняшний день в России официально продают электромобили три бренда:
  • Evolute;
  • Москвич 3е;
  • Voyah.
На отечественные электромобили собираются пересесть сотрудники Министерства природных ресурсов и экологии России. В своем внутреннем автопарке чиновники обещают использовать седан Evolute i-Pro. К экологам готовы присоединиться специалисты из других правительственных ведомств. Подобная позиция позволит поднять престиж отечественных «электричек» и продвинуться в направлении улучшения экологического состояния государства.

В этой статье мы рассмотрим перспективы производства электромобилей в России: какие модели ожидаются на отечественном рынке.

Липецкий завод «Моторинвест»

В сентябре 2022 года на Липецком автозаводе «Моторинвест» было запущено первое в России серийное производство электрокара. Собирается Evolute по лекалам китайского бренда Dongfeng в рамках инвестиционного проекта. Электромобили проходят полный цикл производства с окраской кузовов.

Сразу 40 машин приобрел крупный энергохолдинг «РусГидро» с целью развития службы каршеринга в Приморском крае.

Мощность завода составляет 100 тысяч автомобилей в год. В настоящее время предприятие выпускает пять моделей:
  • седан Evolute i-Pro;
  • переднеприводный кроссовер Evolute i-Joy;
  • минивэн Evolute i-Van;
  • кроссовер-купе Evolute i-Je.
Со второй половины 2022 года «Моторинвест» на официальных основаниях импортирует в Россию из Китая полноприводный кроссовер Voyah Free с запасом хода в 600 км. Будет запущен выпуск линейки электромобилей с седаном, кроссовером и минивэном.

В планах предприятия сборка новых электромобилей из российских составляющих. За 2024-2025 годы на заводом «Моторинвест» будут выпущены 30 тысяч электромобилей пяти моделей.

Московский автомобильный завод «Москвич»

2022 год является значимым для другого российского автомобильного предприятия завода «Москвич». Потомок легендарного советского «Москвича» электромобиль Москвич 3е начал выпускаться в Москве на основе китайского JAC Sehol E40X.

В первые месяцы на заводе дособирались китайские машины, но выпуск Москвича нарастает быстрыми темпами, и в планах предприятия разработка и производство электромобиля из отечественных комплектующих.

На базе завода «Москвич» будет создана инновационная платформа для развития модельного ряда отечественных электромобилей. Планы завода «Москвич» амбициозны: за 2024-2025 годы собрать и реализовать 45 тысяч электромобилей Москвич 3е.

Завод «Автотор» в Калининграде

В 2023 году на территории завода «Автотор» началось оборудование производственных площадок для сборки электромобилей.

В 2025 году в Калининграде заработает предприятие по выпуску инновационных литий-ионных тяговых батарей для легковых и грузовых электромобилей. В перспективах сооружение еще двух гигафабрик, которые полностью покроют дефицит отечественных деталей для электромобилей.

Руководство «Автотора» сообщило, что планируется заключение договоров с китайскими партнерами, компаниями BAIC и Chery. В Калининграде будет дан запуск сборке электромобиля собственного бренда из китайских составляющих.

В 2024 году на заводе запущена пилотная партия новых электромобилей: электрокар для инвалидов и городской электрокар. В текущем году завод планирует собрать одну тысячу электромобилей, в 2025 году сборка должна удвоиться.

Компания New Energy Motors в Нижнем Новгороде

В Нижнем Новгороде запущена сборка электрического грузовика WOLV FC25 на шасси китайской компании Fengchuen. Электромобиль грузоподъемностью 800 кг способен развивать скорость в 90 км/час и проходить без подзарядки 200 км. Покупатели увидят две модификации: грузовичок с тентом и рефрижератор.

WOLV FC25 прошел сертификацию и соответствует принятым в Европе нормам безопасности.

Коммерческий электромобиль предназначен для активной работы в частных перевозках и курьерской службы. На 2024 год запланирован выпуск усовершенствованной версии WOLV FC25 со светодиодной опцией и обновленной кабиной. Цена на электрогрузовик составляет около 3,5 миллиона рублей.

ООО «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» в Москве

Компания «Электромобили Мануфэкчуринг Рус» расположена в московском Технополисе. Это ей мы обязаны появлением на рынке легких электрогрузовиков-пикапов на основе UAZ Profi. В год планируется выпускать 850 экземпляров электромобилей.

АвтоВАЗ и «Лада-Ижевск»

Мало кто знает, но по просторам Минеральных Вод курсируют такси — электромобили EI Lada производства волжского автомобильного завода. Модель выпускалась на протяжении 2011 года, а затем была снята с серийного производства и выпускается исключительно по спецзаказам.

Заряжается электромобиль от бытовой розетки или на одной из пяти станций, оборудованных в Кавказском регионе. Таксисты электромобилем довольны, но считают недостаточным запас хода в 300 км.

Теперь у легендарного АвтоВАЗа другие планы: выпуск электрической версии Лада Ларгус на производственных площадках завода «Лада-Ижевск» в Удмуртии. Руководство предприятия заявило о сборке двух тысяч электромобилей в 2024 году и пяти с половиной тысяч – в 2025 году. Первый опытный экземпляр был презентован в декабре 2023 года. Электромобиль сошел с платформы завода «Лада-Ижевск» и представлен в двух версиях: коммерческий фургон и легковой автомобиль.

В настоящее время на производственных площадках АвтоВАЗа собираются электрические беспилотные тележки для работы в цехах.

Планы Росатома

В планах Росатома активное расширение участия в производстве ключевых комплектующих для новых электромобилей. На предприятии Росатом иностранные системы математического моделирования начинают заменяться на отечественные. На начало 2024 года Росатом разрабатывал и производил аккумуляторные батареи, композитные и полимерные материалы, электромоторы, всего 65% компонентов автомобиля.

Инженеры «Росатома» планируют в сотрудничестве с другими российскими компаниями разработать особую платформу для сборки электромобилей. Новшество позволит осуществлять замену отслужившего свой срок аккумулятора и заметно понизить цену на российские электромобили.

Электромобиль Атом

Компания АО «Кама» на инвестиции «Росатома» и ПАО «КАМАЗ» готовится к сборке отечественного электрокара АТОМ.

Предприятие расположено в Набережных Челнах, а офисы в Москве, Тольятти, Санкт-Петербурге и в двух городах Китая. Собираться новый электромобиль-хэтчбэк  будет с 2025 года на заводе «Москвич». В 2024 году готовится к выпуску предсерийный образец.

Одна из моделей разработана специально для работы в службе такси. Первые образцы собираются с китайскими двигателями, в дальнейшем произойдет переход на отечественные комплектующие.

Заднеприводный электромобиль АТОМ оснащается аккумуляторными батареями дочерней компании «Росатома» – «Рэнера». Запас хода составляет внушительные 500 км. АТОМ оборудован шлюзом безопасности от «Лаборатории Касперского».

Производители презентуют АТОМ как автомобиль-гаджет: он будет обеспечен собственной операционной системой и магазином приложений. Каждый владелец нового электромобиля получит кодовый номер АТОМ ID для простого подключения собственных настроек и пакета приложений.

В лучших традициях современных электромобилей АТОМ будет обладать инновационными возможностями:
  • проекцией на ветровое стекло в рамках технологии дополненной реальности;
  • навигационной системой с подсветкой;
  • фронтальной камерой с возможностью распознавать опасности на дороге.
На начало 2024 года было собрано более 36 тысяч предзаказов на электромобиль АТОМ. С «Камой» также активно сотрудничают представители служб каршеринга и таксопарков. Интерес к АТОМу проявляют страны СНГ и БРИКС.

Производители делают ставку на онлайн-продажи и реализацию новинки через брендовые шоурумы. Дистанционной будет и первичная диагностика, в рамках которой специалисты подключаются к бортовой системе и устанавливают причины неполадок.

Заводы по производству деталей для электромобилей

В Москве на заводе ТиНАО на Красной Пахре началось возведение гигафабрики по выпуску новых аккумуляторных батарей для электромобилей.

Модернизацию прошел завод «Соллерс Алабуга» в Татарстане. На предприятии планируется выпуск электрических версий легких грузовиков «Атланта» и «Арго» и запчастей к ним.

Готов к выпуску составляющих для электрокаров автоагрегатный завод в Димитровграде (Ульяновская область).

Интересный совместный проект по созданию единого кластера предложен инженерами нескольких простаивающих автомобильных предприятий Санкт-Петербурга, Калуги и Ленинградской области.

Российские предприятия, занимающиеся сборкой электромобилей, надеются на рост продаж. При положительном результате отрасль по производству отечественных автомобилей на электродвигателях может стать самостоятельным направлением в автомобилестроении.
5-секундный опрос об электромобилях
Как вы считаете, какое место электромобили будут занимать через 50 лет?
Ваш ответ учтен. Спасибо за участие в опросе! =)

Пишите нам

Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я соглашаюсь на получение новостных/рекламных сообщений на условиях Пользовательского соглашения

Комментарии

Доступные электромобили в аренду в Atomobility

ВСЁ ВКЛЮЧЕНО В ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПЛАТЕЖ
ВЫГОДНЕЕ ЧЕМ КРЕДИТ И УДОБНЕЕ ЧЕМ ПРОКАТ
НОВЫЕ АВТО, СОБСТВЕННЫЙ АВТОПАРК
СТРАХОВКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Почитать ещё

Загрузить еще