Как зарегистрировать электрокар в госорганах

Какие правила действуют при регистрации электромобиля, и какие процедуры нужно пройти

Автор Alice Fox
Популярность электрического транспорта в России ежегодно растет. В тоже время и вопросов о том, нужно ли регистрировать электромобиль, и как это сделать, среди отечественных автолюбителей становится все больше. На деле сложностей с оформлением автомобиля с электродвигателем вместо ДВС не более, чем при обыкновенной регистрации ТС в местном отделении ГИБДД.
В этой статье мы подробно расскажем, какие процедуры нужно пройти владельцу электрокара, чтобы беспрепятственно ездить на нем в России.

Для начала давайте определим, нужно ли вообще ставить электрокар на учёт? Для этого обратимся к положению о регистрации транспортных средств, которое гласит, что любое ТС с мощностью двигателя более 4 кВт, способное развивать скорость от 50 км/час и выше, подлежит обязательной процедуре регистрации. Исключение из правил составляют, разве что, электросамокаты. Весь остальной транспорт приравнивается к категории сертифицированного и оформляется по аналогии с классическим бензиновым. Таким образом, любой автомобиль, будь то бензиновый или электрический, должен обязательно пройти процедуру регистрации в госоргане.

Теперь о том, кто и как может поставить электрокар на учёт. Закон гласит, что автомобиль приравнивается к собственности, а значит, для его регистрации не обязательно наличие водительских прав. С 2020 года вступило в силу Приложениет к Федеральному закону РФ, согласно которому любое физическое лицо, достигшее возраста 18 лет, может подать документы для оформления электрокара. А вот управлять автомобилем может только человек, получивший водительские права. Специальной группы для электроавто нет – подойдет категория B для управления легковым автомобилем.

После покупки электрокара у владельца есть всего 10 дней на его регистрацию. В этот период разрешается езда без госномеров при наличии у вас договора купли-продажи с актуальной датой. За каждый последующий день просрочки может быть назначен штраф – от полутора до двух тысяч рублей. Так что рекомендуем не затягивать этот процесс и проходить всю процедуру вовремя.

На данный момент регистрацию можно пройти в местном отделении ГИБДД, через МФЦ онлайн или с помощью дилерского центра, наделенного соответствующими полномочиями. Многие предпочитают дистанционный вариант, который предполагает передачу всех документов и уплату пошлины через личный кабинет. В данном случае посетить Госавтоинспекцию все равно придется на финальном этапе, зато это существенно сэкономит вам время.

Какие документы понадобятся для регистрации электрокара

Для регистрации электромобиля в государственных органах понадобятся:
  • паспорт гражданина РФ;
  • договор купли-продажи вместе с актом приемки-передачи ТС;
  • квитанция таможенного контроля, если автомобиль был ввезен в страну по предварительному заказу и ранее не имел владельца;
  • свидетельство о регистрации (ПТС), если электрокар был приобретен на вторичном рынке;
  • технический паспорт ТС, выдаваемый при покупке автомобиля, в нем указаны марка и модель, а также VIN-номер;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • квитанция уплаты единовременного утилизационного сбора;
  • заявление владельца;
  • страховой полис ОСАГО.

Стоимость государственной пошлины на регистрацию электромобиля в 2024 году составляет порядка 2850 рублей, складываясь из оплаты на выдачу госномеров, а также свидетельства о регистрации (СТС). Для автомобилей, приобретенных с рук, понадобится замена ПТС, что обойдется чуть дороже – около 3300 рублей. Оплатить налоговый сбор можно через Госуслуги или в терминале местного отделения ГИБДД.

Владелец электрокара может самостоятельно выбирать страховщика для получения ОСАГО по своему усмотрению. Здесь нет каких-либо специальных рекомендаций. Важно понимать, что после покупки застраховать автомобиль нужно как можно быстрее, чтобы уложиться в десятидневный срок. Обычно, крупные дилеры могут предложить готовый пакет страхования при покупке авто из салона.

После предоставления документов  вам будут выданы номера для автомобиля и карточка СТС. Привозить сам электрокар на осмотр не нужно, достаточно только личного появления заявителя.

Как видите, вся процедура довольно проста и не занимает много времени. Однако, даже такой очевидный процесс требует некоторых пояснений.

Обязательная страховка

Раньше с регистрацией электротранспорта было связано несколько поблажек, оставляющих лазейку для экономии на осмотре и при страховании автомобиля. С 1 августа 2009 года поправки в законе урегулировали ситуацию, приравняв электрокары к полноценному транспортному средству с теми же самыми условиями. Это значит, что без страхового полиса не обойтись. И тут возникает резонный вопрос: в какую сумму обойдется страховка, и будет ли она дороже?

В отношении ОСАГО, обязательного на данный момент, нет практически никаких отличий. Это страхование учитывает прежде всего личные характеристики водителя, такие как его возраст, водительский стаж и опыт безаварийного вождения, а уже потом мощность самого авто. Неудивительно, что регистрация двух автомобилей с одной и той же мощностью, но на разных платформах, у одного владельца будет практически идентичной по стоимости. Самое главное в данном процессе – корректность определения мощности, которая у электрокаров выражается в киловаттах, а не в лошадиных силах как у традиционного ТС.

С другой стороны каско – полностью покрывающий ущерб полис – это целое поле для фантазии страховщиков. И тут уже придется солидно потратиться, ведь электрокары куда более трудны в ремонте, а необходимые запчасти могут стоить в несколько раз дороже. Но что такое несколько десятков тысяч рублей для владельца премиального электроавто? Судя по оценкам экспертов, более продвинутый по покрытию ущерба страховой полис обойдется примерно на 10-15% дороже, чем он же для бензинового авто аналогичной мощности. И дело тут в ряде причин.

Во-первых, это сама особенность материалов, из которых изготавливаются авто. Кузов той же Теслы выполнен из алюминия, что позволяет лучше компенсировать отдачу от удара для пассажиров в салоне. Да, более безопасно, но после даже небольшого столкновения образуется серьезная вмятина, исправить которую будет весьма трудозатратно. Добавьте сюда отсутствие дилерских центров обслуживания, и останется не так уж много салонов, готовых взяться за подобный ремонт.

Во-вторых, сама стоимость запчастей и расходников. По количеству ремонтных работ электрокары находятся далеко позади своих бензиновых собратьев. Наличие топлива и продуктов его переработки подразумевает высокую степень износа оборудования, в то время как в электрокарах весь процесс завязан на электроэнергии, практически не имеющей продуктов отхода. От этого внутренние системы работают гораздо дольше, находясь в относительно стабильном состоянии. Минимизируется и регулярное обслуживание.

С одной стороны, для владельца это выгодно. А с другой – раз уж произошла поломка, найти необходимую деталь на замену будет трудно, не говоря о том, что ее придется специально заказывать у производителя, что и обойдется дороже. Продающие центры зачастую не представляют как правильно обслуживать электрокары и производить ремонт, а страховщики изо всех сил стараются снизить риски высокой стоимостью полиса.

Утилизационный сбор

С 2012 года в России действует правило обязательно утилизационного сбора при ввозе любого автомобиля в страну, произведенного за рубежом. Данный налог позволяет урегулировать ситуацию с экологической безопасностью и поможет переработать детали авто по истечению его эксплуатационного срока.

Для покупателей электрокаров это означает одно:приобретая машину, необходимо ознакомиться с тем, был ли уплачен на нее утилизационный сбор при ввозе. Иначе, оплачивать налог придется вам. Утвержденные в 2023 году ставки предполагают наличие базового коэффициента сбора стоимостью 20 тысяч рублей, а также процентной надбавки. Для электрокаров возрастом до трёх лет она составляет 1,63% от общей стоимости авто, для более старых моделей – до 6,1%.

При регистрации электрокара в госорганах наличие квитанции об уплате утилизационного сбора является обязательным пунктом.
5-секундный опрос о регистрации электрокара
Какой из четырех способов регистрации электромобиля вам кажется наиболее удобным?
Ваш ответ учтен. Спасибо за участие в опросе! =)

Пишите нам

Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я соглашаюсь на получение новостных/рекламных сообщений на условиях Пользовательского соглашения

Комментарии

Доступные электромобили в аренду в Atomobility

ВСЁ ВКЛЮЧЕНО В ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПЛАТЕЖ
ВЫГОДНЕЕ ЧЕМ КРЕДИТ И УДОБНЕЕ ЧЕМ ПРОКАТ
НОВЫЕ АВТО, СОБСТВЕННЫЙ АВТОПАРК
СТРАХОВКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Почитать ещё

Загрузить еще