Top.Mail.Ru
 
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Такси-«электрички» и электрогрузовики: потенциал инновационного транспорта для России

Автор Валерия Семенова
Электромобили все больше набирают популярность в мире. Россия не стала исключением. На отечественном рынке есть много вариантов для покупки машин на электрическом двигателе. Однако его приобретают по большей части для личного пользования или сдачи в аренду. Одновременно ведутся разговоры о наращивании собственного производства. На территории страны уже функционируют предприятия, осуществляющие сборку и выпуск электрокаров. Запрос на использование этого вида транспорта актуален и в рамках коммерческой отрасли. За границей уже давно практикуют применение электромобилей в качестве такси. Некоторые модели авто разрабатывают специально для этой отрасли. Яркий пример — электромобиль Evolute. Насколько эта история актуальна для России, стоит рассмотреть с учетом разных аспектов.
Вопрос перспективы
Наращивание производства российских электромобилей рассматривается правительством как открытие нового сектора экономики. По оценке экспертов развитие электротранспорта в нашей стране приравняет его по стоимости к топливным экземплярам. Не исключается, что данный тип производства перегонит выпуск машин на ДВС. Внедрение данной концепции предполагает выделение субсидий от государства. Достаточно взглянуть на методику раскрутки экономической выгоды от продажи электромобилей в Китае.

Предполагаемое изменение в области использования электрифицированного транспорта касается как легковых авто, так и грузовых машин, а также автобусов, троллейбусов и даже мотоциклов. Цели определены специалистами следующие:
  • массовый выпуск электромобилей, начиная с 2024 г;
  • ежегодное производство свыше 25 000 авто;
  • к 2030 г. должно быть произведено более 10% от общего объема выпускаемых в стране автомобилей.

По мнению аналитиков такие запросы являются сдержанными, но дают возможность организовать около 40 000 рабочих мест с высокой производительностью.

Все начинается с мегаполисов

Приводным механизмом системы на российском рынке электрокаров станет общественный транспорт. С этого начиналось развитие экономики в других государствах. По утверждениям экспертов первый виток развития придется на расширение автобусного парка муниципалитетов, сервиса каршеринга, а также такси.

Даже при высокой стоимости электрического транспорта, затраты окупятся низкими эксплуатационными издержками и расходами на техобслуживание, которое необходимо реже, чем для топливных моделей автобусов и машин. При прогнозировании понижения цен на аккумуляторы (о чем уже сообщил крупнейший производитель CATL) стоимость автобусов на электромоторе сравняется с ценником дизельного транспорта. Все это способствует перспективе организации пассажирских и грузовых перевозок на электрических машинах.

Электротранспорт частного и коммерческого назначения выгоден экономически, особенно в городах с большой плотностью населения. Крупнейшие города России сейчас успешно развивают инфраструктуру для зарядки и обслуживания электромобилей. Рентабельность использования такого транспорта в населенных пунктах с меньшей плотностью населения ставится некоторыми экспертами под сомнение. Между тем многие автовладельцы обзаводятся собственными зарядными установками, чтобы не зависеть пока еще от несовершенной системы ЭЗС в определенных местностях. В этом отношении на мегаполисы сейчас возлагаются основные надежды по развитию и укреплению системы эксплуатации грузовых электромобилей, электрифицированных такси и автобусов.
Возможно ли обособленное производство аккумуляторов и электромобилей в России
При налаживании полного цикла производства электромобилей необходимо учитывать внутренние особенности страны:

  • дефицит станций техобслуживания электромобилей;
  • нюансы эксплуатации в зимнее время;
  • ограниченная автономность.

Но данные факторы не являются критическими, поэтому решить вопросы можно в ближайшие сроки. Тем более, что задатки для реализации указанных планов уже есть.

В России уже сформирован сегмент разработки, а также производства электрического транспорта. Свои проекты представили компании «Камаз», «Волгабас» и «ГАЗ». Ежегодно выпускается порядка 300 электрифицированных автобусов.

Производство электротранспорта в России сосредоточено в разных регионах:

  • В Тольятти выпускаются электромобили Zetta, планируется вывести эту модель на регулярный выпуск авто не менее 15 000 экземпляров в год.
  • В Калининграде запущена сборка электрокаров брендов Hyundai и Kia.
  • Концерн «АвтоВАЗ» планирует к 2027 г. запустить линейку электромобилей Lada.
Что же касается производства аккумуляторов, то их выпуск в России пока не налажен. Это существенно влияет на ценник электромобилей, поскольку батарея достигает 50% себестоимости новой машины. Проблема с созданием аккумуляторных производств заключается в том, что в России в нужном объеме не добывается литий. А это вещество является главным компонентом аккумуляторов. Объем запасов лития в нашей стране ниже, чем в Чили, Австралии и Аргентине. На данном этапе осуществляются импортные поставки. Выйти из полной зависимости от других государств в этом вопросе позволит участие российских компаний в добыче металла. Также разрабатываются проектные документы по изысканиям лития в Мурманске и Иркутске. Но в любом случае определенная часть компонента будет ввозиться по импорту. При этом Российская Федерация находится в числе первых по добыче никеля и кобальта, что также относится к составным частям аккумуляторов.
Преимущества использования электромобилей для такси и грузовых перевозок
Электромобили привлекательны не только для личных, но и для коммерческих нужд. Это основано на ряде факторов:

  • Экономия на топливе. Расходы на зарядку электромобилей в 5 раз меньше, чем на покупку бензина или иного топлива. Систематическое использование электрических авто в такси позволит в кратчайшие сроки окупить его стоимость.
  • Экологическая безопасность. При росте «электричек» в мегаполисах существенно снизится загрязнение воздуха. Смог в столице, как и в других крупных городах, является следствием огромного количества машин, которые выделяют вредные вещества при сжигании топлива. Переход на электромобили сможет нормализовать экологическую обстановку.
  • Снижение расходов на техобслуживание транспорта. Конструкция электрокаров более простая, чем у машин на ДВС. За счет отсутствия большого количества сложных механизмов, узлов сервисное обслуживание и ремонт требуется не так часто.
  • Репутационные привилегии. Внимание со стороны потребителей может быть привлечено брендом авто, продвигающим «зеленую» повестку. Но даже при отсутствии заинтересованности в охране окружающей среды людей может зацепить применение тех или иных технологий, наличие определенных опций и т.п. Все это способно повысить имидж перевозчика.
  • Безопасность. Электромобили оснащены системами помощи водителю. Электроника способна отслеживать состояние водителя и при необходимости ориентировать его по разработанному сценарию, учитывая множество критериев.

Помимо этого выделяют и еще одно немаловажное преимущество — комфортные условия для пассажиров. Использование электромобилей для такси позволяет создать комфортабельные условия для тех, кто воспользуется услугами компании. Удобные и просторные салоны, отсутствие рева мотора, инновационный климат-контроль, мультимедийная система и другие технологичные функции — все это в доступности для каждого пассажира при сохранении средней рыночной цены на услуги перевозки.
Привлечение клиентов
Использование электрокаров в сфере такси и общественного транспорта напрямую зависит от спроса. Повышение запросов со стороны потребителей приведет к росту производства. Но при этом спрос обусловлен ценовой политикой на транспорт и развитием инфраструктуры. Эксперты уверяют, что российский рынок ждут новые достижения и разработка собственных технологий в области сохранения энергии. Это будет означать, что себестоимость авто будет снижена, а соответственно, и спрос увеличится. Даже на примере Китая можно увидеть, что выпуск электромобилей был увеличен после нескольких лет государственного стимулирования в виде субсидий.
В России тоже начали предпринимать попытки стимулирования роста, предлагая еще в 2023 г. скидку при покупке электрокара. Однако на данный момент выручить 25% от стоимости авто можно при ценнике не более 2 500 000 руб.

Планируется внедрение и других привилегий:
  • увеличение парковочных мест с необходимым оборудованием для зарядки;
  • бесплатный проезд электрокаров по платным автодорогам;
  • предоставление бесплатных парковок для работников конкретного предприятия.

Для России есть необходимые предпосылки, чтобы наладить производство электромобилей и вывести их на коммерческий рынок. Но для эффективного использования электрокаров в такси, грузоперевозках и т.п. необходимо участие Правительства.
Как государство может помочь в перспективном росте рынка электротранспорта
Самое очевидное решение — расширение инфраструктуры для электромобилей и предоставление субсидий на регулярной основе. Но, помимо этого, есть и другие нюансы. Так может существенно повлиять на ситуацию снижение тарифов на электроэнергию для сервисных компаний и субсидирование установки ЭЗС в доступных для водителей местах. Также необходимо развитие техцентров и сервисов по обслуживанию электромобилей.

В Москве уже ведутся работы в данном направлении, но пока они не получили резонанса. Предлагаемые меры будут реализованы через некоторое время и распространятся на другие регионы. Уже сейчас в большом количестве областей по стране отменен транспортный налог для владельцев «электричек». Создаются бесплатные парковки для электрифицированного транспорта. Продолжение внедрения новых привилегий будет способствовать увеличению спроса на электромобили и улучшению экологической обстановки в стране.
5-секундный опрос о потенциале использования электромобилей в такси
Как вы считаете, перспективен ли переход пассажирских перевозок, в частности, такси на электромобили?
Ваш ответ учтен. Спасибо за участие в опросе! =)

Пишите нам

Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я соглашаюсь на получение новостных/рекламных сообщений на условиях Пользовательского соглашения

Комментарии

Доступные электромобили в аренду в Atomobility

ВСЁ ВКЛЮЧЕНО В ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПЛАТЕЖ
ВЫГОДНЕЕ ЧЕМ КРЕДИТ И УДОБНЕЕ ЧЕМ ПРОКАТ
НОВЫЕ АВТО, СОБСТВЕННЫЙ АВТОПАРК
СТРАХОВКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Почитать ещё

Загрузить еще