Виджет atomobility
 
 
Как сейчас развивается отрасль электромобилестроения в России

Перспективы развития отрасли производства электромобилей в России: новые модели, технологии и тренды в индустрии

Автор Ирина Зуева
В последние годы экологическая повестка стала основным направлением развития для всего мирового сообщества. Страны стараются свести углеродный след к нулю. Развитие отрасли электромобилестроения — один из шагов по улучшению экологической обстановки в мире. Россия также принимает в этом активное участие.

Резкий старт развития электромобильной отрасли и его причины

Разговоры о том, что в России необходимо наращивать производство электромобилей, велись уже несколько лет, но активных попыток для реализации идеи не прилагалось. Это было связано с засильем иностранных брендов. Они были готовы предложить российскому покупателю новые модели электрокаров. С их массовым уходом в 2022 году образовалась свободная ниша, при этом потребность в создании и продаже электромобилей никуда не исчезла. Это послужило резким толчком для организации собственного производства.

Правительством была утверждена социально-экономическая программа «Электроавтомобиль и водородный автомобиль». Она должна быть реализована в полном объеме к 2030 году. Согласно ей планируется развивать автомобилестроение, стимулировать продажи отечественных электрокаров, расширять инфраструктуру. Программу можно назвать амбициозной, но вполне реализуемой.

Организация производства электромобилей в России

В конце 2023 года было зарегистрировано около 30 тыс. автомобилей с электродвигателем, годом ранее эта цифра была значительно меньше — около 12 тыс. авто. Возникает вопрос: каким образом можно было достичь таких показателей, если европейские и американские модели больше не поставлялись, а отечественные еще не производились? Ответ прост. Россия начала активно сотрудничать с Китаем.

Китайские марки авто давно уже завоевывают европейский рынок. Они не только не уступают по качеству, но и по ряду параметров их превосходят. Главное конкурентное преимущество электрокаров из Поднебесной — относительно невысокая цена при богатой комплектации. Главная задача перед руководством РФ состояла не в том, чтобы насытить рынок китайскими машинами, а запустить собственное производство и масштабировать его. В этом опять же помогли партнеры из Китая.

В 2023 году активно продавались электромобили российского изготовления Evolute и Москвич. Оба бренда являются отечественными лишь формально. На самом деле за этими названиями скрываются китайские электрокары. Они поступают на производства в разобранном виде. Их собирают и устанавливают логотипы с уже знакомыми россиянам названиями.

Можно ли такой подход считать шагом на пути развития отечественного автомобилестроения? Безусловно, да. Это позволяет решить следующие задачи:
  • получение доступа к технологиям производства;
  • сохранение производственных мощностей;
  • организацию рабочих мест;
  • удешевление производственного процесса.
Фактически сотрудничество с китайскими партнерами позволяет создавать русские электромобили здесь и сейчас, не откладывая запуск на долгие годы.

Может сложиться впечатление, что Россия не способна сама ничего производить и только заимствует материалы и технологии у других. Это ошибочное мнение. В 2025 году ожидается презентация российского электромобиля отечественной сборки Атом. Работы над его созданием ведутся уже несколько лет. Перед разработчиками стоит непростая задача — создать электрокар, который не будет уступать популярным иностранным моделям, но при этом будут использованы только российские технологии. Многие специалисты сходятся во мнении, что выпуск электромобиля Атом окажет огромное влияние на всю отрасль автомобилестроения в РФ.

Инфраструктура

Нет смысла создавать машины с электродвигателем, если их негде зарядить. Именно развитая инфраструктура способна стать толчком массовых продаж электрокаров. К концу 2023 года в России насчитывалось около 9400 электрозаправочных станций. Большая часть из них находится в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Имеющееся количество станций вполне способно удовлетворить потребности автомобилистов.

В соответствии с социально-экономической программой «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» планируется расширить количество и виды зарядных станций. Сегодня большинство из них оснащено разъемами для зарядки формата Type 2, которые используются на европейских электрокарах. При этом доля китайских машин стремительно растет. Они оснащены разъемом формата GBt. Автовладельцы сталкиваются с проблемой зарядки авто. Увеличение количества станций позволит решить этот вопрос.

К развитию инфраструктуры также относится открытие специализированных сервисных центров и расширение ассортимента магазинов запчастей. Каждый владелец электромобиля получит возможность обслуживать авто без длительного ожидания поставок деталей или поиска специалистов по ремонту. Это опять же положительно скажется на организации рабочих мест и позволит привлечь сотрудников с высоким уровнем квалификации.

Стимулирование спроса на электромобили в России

У российских покупателей есть одна характерная черта — они с недоверием относятся ко всему новому. Электромобили не стали исключением. Для стимулирования покупательского спроса были предприняты следующие действия:

  • пропаганда преимуществ использования электротранспорта. Корпорации активно рассказывают о том, почему покупка электрокара выгодна и насколько надежны современные машины;
  • субсидирование отрасли. Участие в программах позволяет сэкономить до 30% от стоимости нового авто. Для этих целей была внедрена программа льготного кредитования, а также скидки от автопроизводителей при поддержке государства;
  • развитие инфраструктуры и информирование обо всех значимых объектах. Навигационные приложения строят маршруты с учетом зарядных станций. В электронных картах имеется полная информация о местах, где можно зарядить и обслужить автомобили с электродвигателем;
  • налоговые льготы. Часть регионов полностью отказалась от взимания транспортного налога с электротранспорта, другие — сделали владельцам электрокаров большие скидки;
  • бесплатные парковки и заправки. Электромобильная среда становится не только удобной, но и бесплатной. Особенно это ощутимо в крупных городах. Например, владельцы авто с электродвигателем в Москве могут экономить значительные суммы на оплате парковок в любом районе, включая центр города.

Все большее количество покупателей предпочитают приобретать электромобили. Такая покупка в последствии позволяет экономить на уплате налогов, топливе и обслуживании. Автомобилист получает современную, надежную машину и при этом практически ничего не платит за ее эксплуатацию. Это одно из самых выгодных приобретений.

Ресурсы и их переработка

Электромобили стоят дороже, чем аналогичный вариант с ДВС. Разница в цене во многом объясняется стоимостью литий-ионной батареи. Получается, что покупатель на начальном этапе платит больше, но в дальнейшем значительно экономит на эксплуатации. Для удешевления компонентов электрокаров нужно не только организовывать новые производства, но и наладить добычу и переработку материала.
Россия находится на 3-м месте в мире по количеству добычи лития. Казалось бы, нужно создавать собственные аккумуляторы. Сложность организации производства заключается в высокой стоимости добычи и переработки материала. Большая часть предприятий прекратила заниматься этим из-за отсутствия рентабельности. В результате приходилось приобретать уже готовые китайские АКБ.

Начиная с конца 2023 года, цена на литий стремительно растет. Наблюдается повышение спроса на электромобили среди россиян. Такое положение дел позволило увеличить добычу лития и его переработку. В ближайшие годы планируется наращивать темпы в этой области, чтобы постепенно переходить к собственному производству и переработке АКБ. В результате это позволит снизить стоимость батарей, что сделает электромобили более доступными.

Будущее автомобилестроения в России

Если еще 2 года назад было сложно строить прогнозы о развитии этой отрасли, то сегодня уже можно с уверенностью сказать, что будущее российского электромобилестроения вполне радужное. Владельцы производств очень быстро перенимают опыт азиатских партнеров и реализуют его в нашей стране. Такое сотрудничество выгодно государствам-партнерам: Китай получает один из самых больших рынков сбыта в мире, Россия — передовые технологии и рабочие схемы реализации идеи.

Безусловно, российским покупателем движет желание совершить выгодную сделку и сделать свою жизнь проще и комфортнее. Популяризация электрокаров привлекает все больше людей. На рост спроса также влияют развитие инфраструктуры и цены на сами авто. В отдаленной перспективе можно говорить о полном отказе от машин с ДВС.

Опрос
Что по вашему мнению может повлиять на развитие электромобилестроения в России?
Ваш ответ учтен. Спасибо за участие в опросе! =)

Пишите нам

Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я соглашаюсь на получение новостных/рекламных сообщений на условиях Пользовательского соглашения

Комментарии

Доступные электромобили в аренду в Atomobility

ВСЁ ВКЛЮЧЕНО В ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПЛАТЕЖ
ВЫГОДНЕЕ ЧЕМ КРЕДИТ И УДОБНЕЕ ЧЕМ ПРОКАТ
НОВЫЕ АВТО, СОБСТВЕННЫЙ АВТОПАРК
СТРАХОВКА И БЕЗОПАСНОСТЬ

Почитать ещё

Загрузить еще