Top.Mail.Ru
Блог об электромобилей

Электричество дешевле бензина: сколько стоит зарядка электрокара, почему выгодно купить зарядную станцию

Набирающий популярность тренд заботы об экологии окружающей среды вкупе с бюджетной заправкой, несопоставимой по ценам с бензиновым топливом, рождает повышенный спрос на электрокары. Пока одни автолюбители с жилкой новаторства уже пересаживаются на «электрички», другие подсчитывают все «за» и «против», изучая в первую очередь финансовую сторону вопроса.
Выгодное ли ездить на электричестве, как заряжать автомобиль в домашних условиях ввиду отсутствия развитой инфраструктуры электрозаправок в России? Это важные вопросы, ответы на которые могут помочь вам определиться с выбором электрокара в качестве замены авто на ДВС. В этой статье мы подробно разберем, сколько стоит зарядка и какие у нее есть нюансы.

Типы зарядки

Любой современный электромобиль имеет несколько зарядных портов, отличающихся типом соединения. Мы не будем останавливаться подробно на этих форматах, достаточно знать то, что пока нет унифицированного разъема, как, например, у мобильных устройств, и для каждого конкретного электрокара требуется свой специальный кабель зарядки, обычно идущий в комплекте с машиной.
Все зарядные устройства делятся на два вида – от источников постоянного или переменного тока. Первый из них представляет собой подачу электроэнергии в специализированной коммерческой ЭЗС, где вы платите по факту за каждый киловатт по фиксированному тарифу. Этот способ позволяет зарядиться за считанные минуты за счет своей высокой мощности (до 150 кВт), но нещадно перегревает аккумулятор, приводя к сокращению его жизненного цикла. Поэтому эксперты не рекомендуют злоупотреблять зарядкой на ЭЗС, оставляя ее для экстренных случаев, когда времени на другой вариант нет, или вы находитесь далеко от дома.
Второй вид – зарядка электрокара в домашних условиях от бытовой розетки переменного тока на 220 В. Это щадящий аккумулятор способ, не рассчитанный на быстрое пополнение, за счет чего достигается сбалансированный температурный режим. Как правило, зарядка от домашней сети длится 8-9 часов и более (в зависимости от емкости батареи). Удобнее всего ставить электрокар к питанию на ночь, чтобы утром получить полностью заряженный автомобиль. Никаких специализированных приспособлений при этом не нужно – вполне хватит зарядного кабеля, которым подсоединяют машину к сети напрямую.
В рамках каждого способа существует несколько специфических особенностей, например, режим Supercharger на ЭЗС или бытовая зарядная станция – разберем подробнее каждый из видов зарядки и его стоимость.

Быстрая зарядка на ЭЗС

Коммерческие электрозаправки рассчитаны в первую очередь на скорость. Очевидно, что никто не будет ждать несколько часов на станции, чтобы зарядить свой автомобиль. В целом, формат очень похож на привычные нам АЗС – своя точка с колонками-аппаратами, в которых находятся зарядные кабели для разных форматов портов.
В среднем, длительность одного сеанса – порядка 20-30 минут, чего вполне достаточно, чтобы пополнить батарею с нуля до 80%. Выданная аппаратом энергия оплачивается в рамках установленного оператором ЭЗС тарифа. На 2023 год цены варьируются в диапазоне от 15 до 20 рублей за киловатт. Согласитесь, ошеломляющая цифра в сравнении с ценой на бензин, литр которого на данный момент, как минимум, вдвое дороже.
Конечная стоимость заправки зависит от емкости аккумулятора электрокара. Например, для зарядки батареи на 60 кВт потребуется 1020 рублей. В целом, расчеты нехитрые, все просто и прозрачно для понимания. Если углубляться в тему выгоды, нужно принимать во внимание и ходовые характеристики конкретного авто – какой расход у него на километр пути и в каком скоростном режиме. Но и без этого ясно, электричество обойдется вам в разы дешевле бензина.
Еще один момент, скорее для общей осведомленности – наличие на ЭЗС автоматов с функцией Supercharger – фишка, придуманная инженерами компании Илона Маска, пока еще не широко распространенная в России. Этот режим вдвое сокращает время быстрой зарядки за счет сверхмощной подачи энергии, да и подходит далеко не всем авто. Если вы обладатель Теслы, на одноименной ЭЗС можете опробовать этот вариант сами.

Медленная зарядка электромобиля от 220 В

Самый популярный вопрос об электрокарах – как зарядить электромобиль в домашних условиях. Как мы уже отметили, инфраструктура ЭЗС в России оставляет желать лучшего – во многих уголках страны электрозаправки в диковинку. Поэтому, зарядка от бытовой сети 220 В остается наилучшим и самым предпочтительным способом.
Кроме того, источник переменного тока плавно пополняет аккумулятор, не влияя на его срок службы перегревом контактов. Конечная стоимость такой зарядки зависит от установленного регионом тарифа, в котором находится ваша домашняя сеть. Взяв за основу усредненную стоимость в 5-7 рублей за киловатт, получим, что одна зарядка того же 60 кВт-го аккумулятора обойдется вам в 360 рублей и порядка 10-11 часов простоя авто.
К минусами данного способа, помимо его длительности, можно отнести нагрузку на сеть, что, в целом, может негативно сказаться на других бытовых приборах, а также перепады напряжения, способные повредить контакты аккумулятора. Явление довольно редкое, но имеет место быть. Знание этих нюансов заставляет владельцев электрокаров находить все новые и новые варианты медленной зарядки, что породило еще один способ – питание от домашней зарядной станции.

Зарядные станции переменного тока

Среди вариантов домашней зарядки популярны медленные станции переменного тока, которые можно установить дома самостоятельно, повесив установку на стену в гараже или смонтировав ее в специальный уличный короб, защищенный от влаги.
Как правило, станция обладает целым рядом преимуществ: она позволяет нивелировать перепады напряжения, давая дополнительную безопасность в процессе, ускоряет время зарядки за счет выдачи тока большей мощности (до 22 кВт у станций, 7,4 кВт – у бытовой розетки), показывает время до полного заряда и позволяет задать его предельную величину. Существуют несколько видов таких установок, рассчитанных на одну или три фазы – от 3,5 до 22 кВт мощности. Ввиду этого, самая мощная из них сократит время зарядки вдвое. При этом стоимость заправки останется та же.
Оценив все эти преимущества, приходим к выводу, что приобретение медленной станции переменного тока наряду с покупкой электрокара приносит владельцу массу выгод по весьма бюджетной цене – от 100 до 200 тыс. рублей за установку.

Полезная информация о зарядке электрокаров

  • Рабочий диапазон: крайне нежелательно полностью разряжать аккумулятор электромобиля до нуля, что ухудшает качества литий-ионной батареи, уменьшая срок ее службы. Наряду с этим, полная зарядка до 100% также вредна электрокару – она не оставляет места для работы системы рекуперации. Эта технология позволяет накапливать заряд в процессе торможения, а ввиду нехватки места система начинает работать с перебоями, что вредит общему состоянию авто. Поэтому рабочим диапазоном для аккумулятора считается 20-80%.
  • Запас хода зависит от типа вождения: заявленный производителем запас хода – расстояние, которое можно проехать на одном заряде, напрямую зависит от выбранного стиля вождения. Похоже на ситуацию с бензиновыми авто – чем выше скорость и активнее маневры – тем быстрее тратится энергия аккумулятора, когда напротив, спокойный и размеренный стиль езды экономит батарею на несколько дней. Наиболее эффективный скоростной режим для электрокаров – 90-110 км/ч.
  • Нет движения – нет трат энергии: когда электромобиль останавливается (даже во время поездки), энергия аккумулятора не расходуется, однако, все внутренние системы – от освещения до медиапроигрывателя требуют питания. Помните об этом, рассчитывая дальность поездки. К тому же, в зимний период количество энергии на обогрев увеличивается – не удивляйтесь, что после утреннего прогрева с полным зарядом его может стать на 10-15% меньше.
  • Аккумулятор на морозе разряжается быстрее: эту особенность знает каждый владелец смартфона. С электрокаром ситуация схожа – в регионах с сильными минусовыми показателями зимой заряжать авто придется чаще.
  • Со временем батарея деградирует: это нормальный процесс износа литий-ионных аккумуляторов. В среднем, за год показатель износа составляет от 5 до 7%.
  • Приложения по поиску ЭЗС: планируя поездку, будьте готовы к тому, что вам придется воспользоваться услугами ЭЗС. А чтобы воспользоваться, придется ее найти, ведь их не так то много. На данный момент существует масса разнообразных приложений, позволяющих найти ближайшую электрозаправку: 2Chargers, PlugMe, ChargeHub, ChargePoint и другие. В ближайшем будущем в России планируют также запустить единый агрегатор поиска ЭЗС, законопроект которого уже находится на рассмотрении.

FAQ

Можно ли заряжать электромобиль от домашней розетки 220 В?
Да, любая розетка, расположенная в месте доступа авто, позволит подключить электрокар к сети с помощью стандартного кабеля-коннектора.
Сколько времени потребуется для зарядки электромобиля дома?
Общее время домашней заправки зависит от объема аккумулятора. Возьмем для примера батарею емкостью 60 кВт: при прямом подключении авто к розетке коннектором, электромобиль будет заряжаться порядка 11 часов (с учетом мощности сети переменного тока в 7,4 кВт).
При использовании медленных зарядных станций, компенсирующих перепады напряжения и выдающих более высокую мощность, чем обычная бытовая розетка, время зарядки сократится на 20-50%, т.е. станция с максимальной отдачей тока в 22 кВт зарядит тот же аккумулятор за 5,5 часов.
Какой порт отвечает за зарядку от домашней сети?
На данный момент нет единого типа разъемов для медленной зарядки электрокаров – производитель каждой страны использует свои стандарты. В США и Японии – это формат Type 1 с пятью контактами, в Европе – Type 2, а в Китае – десятиконтактный GB/T (GT) AC. Как правило, информация о местоположении портов на кузове находится в справочнике к автомобилю или есть в свободном доступе в интернете.
Что нужно, чтобы установить домашнюю зарядную станцию?
Если вы – обладатель частного дома, специальных разрешений для подключения станции не потребуется. Стоит начать с выбора места, к которому будет свободный доступ авто. Это может быть стена в гараже или специальный уличный короб, защищенный от влаги (во втором случае придется все же обратиться к специалистам для прокладки кабеля). После покупки станции нужно задать базовые настройки, подключив ее кабелем, идущим в комплекте, к бытовой розетке. Обратите внимание, что для некоторых станций потребуется дополнительно купить переходник под ваш тип разъема электрокара.
Можно ли выставить на зарядной станции предельную величину заряда 80%?
Да, многие современные станции способны настраиваться не только на определенный лимит подключения, но и на временной режим (актуально в регионах с разной тарификацией стоимости электроэнергии днем и ночью). После достижения порога в 80% станция просто отключит питание. К тому же, некоторые аппараты имеют функцию связи со смартфоном посредством сети Wi-Fi, выдавая информацию о зарядке в специальном приложении мобильного телефона.
Если я беру в аренду электрокар в Atomobility, дадут ли мне зарядный кабель в комплекте или нужно покупать его отдельно?
Сервис Atomobility предлагает разнообразный ассортимент электрокаров по подписке от 6 месяцев. Наряду с выгодой предложения, оно имеет массу разнообразных дополнительных услуг, в числе которых и предоставление специального кабеля-коннектора для зарядки электрокара дома.
Как сделать зарядку для электромобиля дома и оборудовать место?
В первую очередь, нужно выбрать место, где розетка будет находиться в непосредственной близости от авто: гараж или открытый участок. Если это стоянка под открытым небом, необходимо вывести электрический кабель с розеткой на щиток со стойкой, туда же установить влагонепроницаемый короб для защиты места соединения. Не забудьте также о заземлении небольшой площади вокруг (60-80 см). В случае использования станции медленного заряда потребуется всего лишь подключить аппарат к розетке кабелем из комплекта.
Можно ли заряжать авто в дождь на открытой стоянке?
Многих автовладельцев беспокоит вопрос зарядки в дождь под открытым небом, ведь электрические контакты небезопасны во влажной среде. Спешим заверить, что современные конструкции разъемов обладают всей необходимой влагозащитой с изолирующими уплотнениями, что защитит от утечки в любую погоду.
Обзоры и тест-драйвы Вопросы и ответы Зарядная инфраструктура