Еще недавно электромобили были новшеством, сегодня есть европейские страны, где их количество достигает 50% от всех машин. В России таких авто немного, но они уже не являются экзотикой, их можно увидеть на дорогах любого крупного города.
Несколько слов о развитии электрокаров
Электромобили появились еще в XIX веке, наряду с огромными паровыми машинами. Они были самыми скоростными, впервые до 100 км/ч разогнался именно электрокар. Но авто с ДВС совершенствовались быстрее, вскоре они вышли в лидеры, и автолюбители стали покупать именно их.
В период энергетического кризиса в 60-70-е годы многие задумались о возвращении к электроавто, тогда же повышенное внимание стали уделять защите экологии. Но совершенствование техники шло так медленно, что она сильно проигрывала имеющимся бензиновым вариантам. Поэтому массовый переход на «зеленые» машины не состоялся.
В наши дни, когда повсеместно внедряются инновации, а техника стремительно развивается, создать современную удобную мощную машину на электродвигателе не составляет труда. Поэтому появляются модели, не уступающие и даже превосходящие по характеристикам бензиновые авто.
Внешне машины с ДВС и электромобили не отличаются, есть модели, которые схожи настолько, что только эксперт сможет понять, какой перед ним автомобиль. Но техническое оснащение разное, электрокары имеют аккумуляторы большого объема и веса, которые обычно располагаются в нижней части багажника или днища. Также у них отсутствует коробка передач. У полноприводных версий нет сложных трансмиссий, поскольку наличествуют моторы передней и задней оси. А вот радиаторы сохранились, так как нагревание мотора и аккумулятора нуждается в эффективном охлаждении.
В чем достоинства электромашин
Кто-то приобретает электрокар сразу, кто-то берет в длительную аренду через сервис Atomobility, чтобы понять, насколько удобен автомобиль в использовании, где и как его заряжать, сколько стоит обслуживание. Это разумный подход, ведь цены на «зеленые» машины высокие, и многие сомневаются в целесообразности покупки.
Однако все известные мировые производители авто уже создали одну или несколько моделей на электродвигателе. Есть страны, которые запланировали сроки полного перехода на экологически чистые авто. Это говорит о том, что электрокары имеют неоспоримые преимущества. В чем же они заключаются?
- Прежде всего, электроавтомобиль экономичен. Электроэнергия стоит значительно дешевле, чем топливо. Если сравнивать затраты на километр, стоимость уменьшается вдвое. Цены на топливо непредсказуемы, они варьируются даже на разных автозаправках, тогда как электричество везде стоит примерно одинаково.
- Большинство людей выбирают электрокары из-за экологичности. Электродвигатели не нуждаются в углеводородном топливе, отсутствуют вредные выбросы в атмосферу. С переходом на «зеленые» машины воздух в городах станет чище, люди – здоровее. Для мегаполисов всех стран мира – это задача номер один.
- КПД электромоторов составляет более 90%, это огромное преимущество по сравнению с ДВС, где КПД составляет 25-30%. Также нет необходимости в моторном масле.
- Машине не нужна коробка передач, ее механика проще, чем у авто с ДВС. У нее мало трущихся, двигающихся запчастей, они меньше изнашиваются, реже нужен ремонт, плановая замена.
- Электромобили значительно тише, чем бензиновые машины, а если в салоне хорошая звукоизоляция, то путешествие становится совершенно бесшумным. Отсутствуют привычные вибрации, ход плавный, разгон быстрый.
- Мощность не теряется на сложных дорогах, на подъеме, поворотах, кренах. Полный привод обеспечивает идеальную проходимость на проблемных поверхностях. Тяжелая батарея в полу стабилизирует ход, позволяет избегать рывков и скачков.
- «Зеленые» авто становятся популярнее, поэтому цены на них постоянно снижаются. Задавшись вопросом, сколько стоит электромобиль, автолюбители бывают приятно удивлены. Например, приобрести новый Nissan Leaf можно за полтора миллиона рублей, а машины с пробегом удастся найти за 400 тысяч.
- Существуют государственные льготы и субсидии на приобретение российских марок электромобилей. «Скидка» может составлять до 900 тысяч или трети стоимости авто. Траты на техобслуживание ниже на 40%, чем у авто с ДВС, ремонт обходится дешевле на 30%, а требуется значительно реже.
- Независимо от марки электрокара, все они имеют право на бесплатный проезд по платным трассам. В крупных городах для них предусмотрены бесплатные парковки. Стоимость ОСАГО бывает ниже на 10% по сравнению с обычными машинами.
- Зарядку можно осуществлять от домашней сети при условии проживания в загородном доме. Для жителей многоквартирных домов, проблем с электрозаправкой тоже нет: станций в крупных городах много, очередей не наблюдается, по приложениям можно найти ближайшую свободную, узнать тариф. На мощных станциях достаточно получаса, чтобы обрести запас хода на 300 км и выше.
- Зарядные станции постоянно совершенствуются. Есть прогнозы, что в ближайшем будущем появятся мощные варианты, где удастся зарядиться на 80% за 10-15 минут.
- Даже скромные модели имеют современное оснащение и повышенный уровень безопасности. Если рассматривать новые электромобили премиум-класса, то по характеристикам они опережают бензиновые варианты, имеют автопилотирование, множество инновационных опций, которые «не снились» вариантам с ДВС.
- Быстрый разгон – преимущество электромоделей. Самые медлительные набирают 100 км/ч за 9 секунд, «средние» тратят на это 5-7 секунд, что касается лидеров (например, Tesla Model S Plaid), то космическим рывком «сотня» достигается за рекордные две секунды. Динамика и крутящий момент появляется с минимальных оборотов, поэтому водитель может быстрее реагировать на происходящее.
- Модели электромобилей имеют много мест для хранения. Помимо традиционных емкостей и вместительных багажников они оснащены контейнером под капотом. Он предназначен для перевозки кабелей, но размеры позволяют положить туда и другие вещи.
Будущее электроавтомобилей в России
Есть скептики, которые до сих пор не верят, что электроавто приживутся в России. Однако перспективы для их создания, обслуживания и эксплуатации самые благоприятные. Согласно статистике, за 2023 год было продано на 170% больше электрокаров, чем за предыдущий. Всего в стране около 30 тысяч единиц таких авто, но их число постоянно растет.
Ожидается, что в 2024 году производство «зеленых» машин вырастет вдвое и составит 36 тысяч экземпляров против нынешних 18 тысяч. Быстро станет заполняться вторичный рынок, где удастся приобрести экологически чистый авто со скидкой до 70%. Поскольку более половины автолюбителей признались, что готовы пересесть на электромобили, если они станут дешевле, через несколько лет можно ожидать их массового внедрения на российские дороги.
Планируется, что к 2030 году количество выпускаемых новых электрокаров достигнет 10% от общего количества, за год будет создаваться 220 тысяч единиц. Общее число на дорогах к тому моменту составит около полутора миллионов. Они станут доступны даже эконом-классу, таким образом, переход на экологически чистый транспорт произойдет в ближайшие годы.
Экологичность электрокаров: мифы и реальность
Некоторые полагают, что автоэлектромобили не такие экологически чистые и безвредные, как считается. Рассмотрим популярные заблуждения и расскажем о том, как дело обстоит в реальности.
- Главный довод состоит в том, что при производстве электроавто происходит загрязнение окружающей среды. Много выбросов углекислого газа появляется при добыче лития и производственных процессах.
С этим сложно поспорить, но нужно помнить, что выбросы производятся не самими машинами, а до их появления на дорогах. Безвредных производств практически не бывает, тем более, когда речь идет об автопроме.
Хорошей новостью является то, что производители всеми силами стараются сделать производство более экологичным. А главный контраргумент состоит в том, что электроавто быстро компенсируют нанесенный природе ущерб безвредным существованием на дорогах в течение многих лет.
- Второй аргумент заключается в «невозможности» безвредной утилизации батарей. Речь опять же идет не об автомобилях, а о завершении их «жизни» или замене аккумуляторов.
Здесь все проще: экологически чистая переработка достижима. Уже существуют заводы, которые поставили процессы «на конвейер». Остается только дождаться пока подобная утилизация станет массовой.
Сами производители тоже борются за счастливое будущее планеты. Они стремятся, чтобы материалы для батарей не переплавлялись, а сохранялись. Отработанные аккумуляторы электромобилей можно использовать как стационарные батареи хранения энергии. Результаты впечатляют: в некоторых компаниях сохранность выросла до 95%.
- Наконец, третий довод состоит в том, что использование электродвигателей не оказывает существенного влияния на очищение воздуха из-за большого количества машин с ДВС.
Но это вопрос времени. В Норвегии на «зеленый» транспорт пересело больше половины населения, количество выбросов уменьшилось вдвое, в других странах процесс тоже идет стремительно. Есть надежда, что скоро в мегаполисах можно будет дышать легко!
FAQ
Что такое гибридный электромобиль?
Гибридный вариант имеет два мотора: обычный и электрический. Второй питается от первого.
В чем разница между электроавтомобилем гибридом и гибридом plug-in?
Батареи гибрида plug-in могут заражаться от внешних источников, то есть от станций, а обычный гибрид питает аккумулятор благодаря работе ДВС.
Будут ли выпускать электрическую «Ладу»?
Конечно. «Автоваз» в Ижевске анонсировал выпуск «Лады Е-Ларгус» в 2024 году. Модели благополучно проходят испытания.
Какие российские электрокары уже выпущены?
Машины Evolute: седан i-Pro, кроссовер i-Joy. Кроссовер «Москвич Зе». Эти модели можно купить или арендовать в компании Atomobility на срок от 6 месяцев для подробного изучения.
Выпускают ли в России маломощные компактные электроверсии?
В 2023 году вышел суперкомпактный Elecar Tigarbo GT-8. Пока модель не является востребованной из-за малой мощности.
Какие электрические модели российских производителей скоро появятся в продаже?
На 2025 года запланирован выпуск моделей Атом Duo, Атом Family, в конце 2023 года должен появиться компактвэн Alfarus, в 2024 году калининградский «Автотор» планирует выпустить компактную модель «Янтарь» (название уточняется). Анонсирован петербургский кроссовер e-Neva (дата выхода не названа).
Почему электрокары редко встречаются в небольших российских городах?
Пока недостаточно развита инфраструктура, в малых городах не хватает зарядных станций. Со временем вопрос решится.
Почему нельзя ехать на большие расстояния на «электричке»?
Ехать можно! Запас хода современных моделей составляет 300-600 км. На путешествие не решаются по другим причинам – в России огромные расстояния, а зарядные станции есть не везде, поэтому отправиться из Москвы в Сибирь пока проблематично.
Насколько падает емкость аккумулятора в год?
Точных данных пока нет. По предварительным сведениям, за год емкость батареи падает на 0-2,5%. Большинство производителей дают гарантию на аккумуляторы 5-8 лет.
Сколько учиться вождению для управления «электричкой»?
Специально переучиваться не требуется. Необходимо пройти период адаптации, как к любой машине, изучить ее особенности. Для этого существует подписка «Атомобилити». Взяв авто в долгосрочную аренду, вы досконально изучите его нюансы, поведение и поймете, подходит ли подобный вариант для покупки.