Top.Mail.Ru
Электромобильность

История создания электрокаров – тернистый путь из авто для домохозяек к машинам будущего

Интерес к электромобилям в последние годы стремительно растет. С одной стороны, он обусловлен заботой об окружающей среде и пропагандой активистов по переходу на безопасное топливо, с другой – стремительно развивающимися инновациями ведущих брендов-производителей электрокаров. Кроме того, как показывает опыт многих автолюбителей, электротопливо обходится в разы дешевле бензина, что на фоне растущих цен на нефть, мотивирует экономить.
Машины, которые способны заряжаться от обычной домашней розетки, дошли до нас такими, какие они сейчас, не сразу. Вы будете удивлены, но первые электромобили появились в 1860-х годах с изобретением электродвигателей. Тогда, представляя собой огромные тележки на колесах, они были крайне тяжелыми и медлительными, развивая скорость до 4 км/час, не отличались надежностью и, как следствие, не прижились в обществе. Кто же мог подумать, что спустя без малого столетие они смогут встать на равных с бензиновыми собратьями, смело конкурируя как в скорости, так и в техническом исполнении.

Изобретение электродвигателя и первые рекорды

Открытие электромагнитной индукции способствовало изобретению многих аппаратов, приводящихся в движение силой тока. Многие ученые внесли свой вклад в разработку электродвигателя, но лишь один добился рабочего варианта, мощность которого на тот момент составляла 15 кВт – наш соотечественник Борис Семенович Якоби.
Оборудованные таким двигателем экипажи на первых свинцовых аккумуляторах стали появляться с 1859 года. От того, что желающих воплотить свое изобретение в жизнь было так много, в истории нет четко подтвержденного факта, кто изобрел электромобиль первым. Был и Р.Девидсон, и Т.Девенпорт, и Р.Андерсон, и И.Романов. Все они в разных странах практически в одно время представили публике свои конструкции, не отличающиеся высокой скоростью, зато полностью движимые силой электромотора.
Первый зарегистрированный рекорд – 12,87 км/час показал электромобиль, изобретенный в США в 1888 году. Далее во Франции вышел «Жанто» с разгоном до 35 км/час, а в США фургон Моррисона – 23 км/час. В 1898 году французский автогонщик разогнался на самодвижущейся электрической повозке до 63 км/час. Немногим позже, показатель скорости рос, а вместе с ним и производство. Появились заводы, изготавливающие первые электромобили массово – Woods, Porsche, Detroit Electric.

Взлеты и падения

Период 1890-1910-х годов называют «золотым веком» развития электромобилей, вызванным популярностью электродвигателей и возникновением аккумуляторов нового типа – кислотно-свинцовых – более легких и долгоживущих. В сравнение с машинами на бензине, производившими отвратительный дым и грохот, электрические были тише и надежнее, ремонтировались и обслуживались практически без проблем, быстрее передвигались и, в принципе, выигрывали по всем фронтам. Но, как это часто бывает, внешние факторы наложили свой отпечаток на автомобилестроение, и, увы, эпоха электрификации в 1920-х закончилась, так и не обретя масштабного расцвета.
Массовое создание дорог между странами открыло возможность дальних путешествий, к которым электромобили были не готовы ввиду небольшого запаса хода на одном заряде. Бензиновые заправки были на каждом шагу, поэтому основная масса водителей предпочитала покупать их. В 30-х производство электромобилей практически сошло на нет.
Следующий взлет в истории развития электрокаров ознаменовался активным интересом к заботе об окружающей среде в 1990-х, когда эксперты высказали первые опасения о загрязнении воздуха мегаполисов выхлопными газами и разрушении озонового слоя. Кроме того, ограниченные запасы нефти не могли не заботить крупных автопроизводителей, поэтому выпуск электрокаров был возобновлен. Первый серийный электромобиль GM EV1, выпущенный в 1996-м в США, мог разгоняться до 129 км/час за 8 секунд, что стало хорошим показателем среди электрических автомобилей. Так, их доля на рынке к 20 веку постепенно выросла до 38%. Крупными автопроизводителями стали: Baker Electric, Ford, Milburn Wagon.

Предвзятое отношение к электрокарам и появление бренда Tesla

Долгое время электромобили считались транспортом для домохозяек – они имели примитивный дизайн, сравнительно низкую скорость и не могли похвастаться большим производством. Именно любовь женщин на долгое время создала вокруг электрокаров предвзятое отношение. Х.Тафт – супруга 27-го президента Америки, предпочитавшая поездки на электрокаре Baker Electric, спровоцировала бум продаж данного типа авто среди женского населения.
Считалось, что предел в 130-150 км/час – это возможный максимум электрокаров. Добавьте к этому необходимость искать место зарядки и отсутствие стильного внешнего вида – очередей купить не возникало.
Первыми, кто разглядел возможности электродвигателей в автомобилестроении стали два американца – Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг. Успешный тандем инженера и программиста Кремниевой долины, помноженный на горячее желание создать самый быстрый в мире электрокар, стали тем самым поворотным моментом в истории электромобилей, позволившим им прийти к своему конечному виду, какими мы их видим сейчас.
Используя знания бывшего инженера General Motors Алана Коккони, они собрали первый спортивный электрокар Tzero, который впечатлял своими показателями – 201 л.с., разгон до сотни за 4 сек., запас хода – 160 км. Так, всему миру стало понятно, что электромобиль – это не значит «медленно».
Но и на этом талантливые автоинженеры не остановились. Следующим шагом был переход с кислотно-свинцовых (а мы помним, что прежние электромобили работали именно на них) на литий-ионные аккумуляторы, что позволило удешевить производство и увеличить запас хода. Так в истории появилось имя одного из самых интересных автомобильных брендов – Tesla Motors – вежливый реверанс в сторону изобретателя переменного тока Николы Теслы.
Ну а дальше вы знаете: в 2004 году появился Илон Маск, организаторские способности которого позволили сделать бренду всемирно известное имя, поставив его во главу законодателей электромобильной моды.

Как у электромобилей появился стиль

Первоначально Илон Маск являлся инвестором проекта Теслы – Roadster, вложив в него 6,5 млн. долларов. Первый концепт электрокара представлял собой аналог Lotus Elise, собирающийся на производственных мощностях одноименного завода в октябре 2004 г. Готовый автомобиль вышел в свет в 2006 г., собрав восторженные отзывы от других крупных бизнесменов, в том числе и от основателей Google. Презентуемый с характерной для Маска помпой (закрытая презентация с участием Шварценеггера и Айснера), Roadster получил более сотни предзаказов в течение двух первых недель с момента показа.
Трудности в дальнейшей разработке и распри по поводу разделения славы вынудили Эберхарда покинуть Tesla Motors. Вслед за ним ушел и Тарпеннинг, а производство Roadster столкнулось с проблемами перегрева и поломки трансмиссии после первых 200 км пробега. Илон Маск вмешался в технический процесс, нанял новых инженеров, которые полностью переработали концепцию кузова и ходовой части. И уже в 2008 г. электромобиль вышел в свет, став производственным трамплином для флагмана бренда – электроседана Tesla Model S, известного на данный момент во всем мире.
Почему Model S стала так популярна? Она позволила совместить в себе современные технические разработки, устранить ранние недостатки, присущие электрокарам, имела привлекательный внешний дизайн, могла похвастаться хорошим запасом хода до 510 км и при этом стоила не дороже среднестатистического автомобиля на ДВС. Для 2012 года это был поистине инновационный прорыв, который раскрутил востребованность электрокаров в мире и навсегда изменил закостенелые стереотипы об электрических автомобилях.
С того момента и по сей день Tesla является лидером рынка по производству электрокаров, постоянно внедряя новые разработки в свои авто под эгидой рестайлинга. Вслед за ней многие крупнейшие производители: Volkswagen, Mercedes-Benz, Hyundai, Volvo и другие – также начали выпускать авто на электромоторе, выводя рынок электрокаров на новый уровень.
Не так давно в 2022 г. состоялась премьера первого современного электромобиля российского производства – Москвич 3е, выпущенного известнейшим автомобильным заводом с 77-летней историей, а в Поднебесной уже насчитывается более трех десятков марок, выпускающие электрокары. Так что, думается нам, история развития электромобилей еще не завершена, и в будущем мы можем увидеть ее очередной взлет!

FAQ

Кто изобрел электродвигатель?
Борис Семенович Якоби
Когда был изобретен первый автомобиль?
В 1859 году
Какую максимальную скорость развивал первый электромобиль?
4 км/час
Какой период называют «золотым веком» электромобилей?
1890-1910-е
Когда и по какой причине электромобили перестали выпускать?
1930-е в связи с развитием международных поездок и строительством крупных дорог. Электромобили обладали низким запасом хода, а инфраструктура электрозаправок была не развита.
Какой первый электромобиль выпустила Tesla?
Roadster
Кто основал компанию Tesla?
Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг
Когда был выпущен электрокар Москвич 3е?
В 2022 году.
Обзоры и тест-драйвы Вопросы и ответы