Top.Mail.Ru
Электромобильность

Электрокары и государственная политика: как Россия поддерживает развитие отрасли

В последние годы вопросы сохранения экологии нашей планеты и снижения углеродного следа становятся ключевыми в мировой политике и экономике. Россия не остается в стороне и, следуя мировым тенденциям, активно внедряет и поддерживает отрасль электромобильности, заботясь об экологии.
Несомненно, электромобили не спасут вымирающие виды животных и не воскресят единорогов; кроме того они не являются абсолютно безвредными для окружающей среды: на их производство затрачиваются ресурсы, а утилизация литий-ионных батарей по сей день остается задачей первой важности для мировой науки. Но, за счет нулевых выбросов в атмосферу, они представляют собой более экологичный вариант транспорта, чем авто с ДВС. Эксплуатация электромобилей способна не загрязнять воздух, что особенно актуально в густонаселенных городах.
В стремлении к более чистому и зеленому будущему, а также к повышению качества жизни государство реализует программы по поддержке отрасли электротранспорта. Закон, принятый в 2016 году Правительством Российской Федерации, подчеркивает необходимость интеграции зарядных станций для электромобилей в инфраструктуру дорожного движения страны. Этот шаг направлен на создание условий, при которых использование электромобилей станет удобнее и доступнее для широких масс. Однако на практике, не смотря на теоретическую обязанность установки на каждой АЗС зарядной точки, это положение реализовано далеко не в полной мере.
В этой статье мы рассмотрим российскую стратегию поддержки сектора электромобилей в контексте глобальных тенденций и амбициозных планов других стран, таких как Норвегия, где к 2025 году планируется полностью прекратить продажи автомобилей с ДВС.

Льготы, направленные на поддержание отрасли

Популярность электромобилей в России возрастает, особенно в последние несколько лет, и объясняется это не только заботой об экологии, но и экономическими соображениями. Статистика показывает, что продажи электромобилей в 2022 году были существенно ниже, например, в августе этот показатель уступал 2023 году более, чем в 8 раз. Эксперты прогнозируют и дальнейший рост их популярности. Отчасти это объясняется высокой энергоэффективностью электромобилей: в отличие от бензиновых авто, в которых потеря энергии составляет 75%, электромобили имеют потерю всего 20%.
Российская государственная политика активно поддерживает переход на электромобили. Согласно стратегии развития отрасли электромобилей, утвержденной в 2021 году, количество электрокаров к 2030 году должно составлять 1/10 от общего количества автомобилей, а количество зарядных станций увеличиться до 72000. Для того, чтобы стимулировать рост продаж электротранспорта правительство внедряет различные льготы и субсидии, например, льготный лизинг и снижение транспортного налога.
С января 2023 года покупатели автомобилей с электрической тягой в России имеют возможность возместить до 25% от его стоимости, но не больше 625 000 рублей. С октября 2023 года возмещаемая сумма увеличена до 35% от цены «электрички», но не более 925 000 рублей. Данная льгота действует при покупке электромобиля отечественного производства. На гибридные автомобили и иномарки она не распространяется. На данный момент на этих условиях можно приобрести автомобили брендов Evolute и «Москвич», в скором времени планируется включение в программу электрической «Газели», которая на данный момент выпускается в Нижнем Новгороде в ограниченном количестве, но в будущем ожидается ее массовое производство. Кроме того, к середине 2024 года ожидается запуск серийного производства автомобиля e-Largus, его планируется производить в Ижевске.
Мерой поддержки отрасли электромобилей стало полное освобождение от налога на транспорт всех «электричек». Ранее эта льгота распространялась только на маломощные электромобили. Условия могут меняться в разных городах. На данный момент, налог платить не придется в 20 субъектах РФ, в некоторых других он снижен.
Еще одной дополнительной льготой стала возможность не платить за проезд по платным трассам, если вы едете на электромобиле. Данная программа была введена на 2023 год, но есть вероятность ее продления. Кроме того, некоторые города предоставляют бесплатную парковку для электромобилей.

Планы и перспективы по развитию всей отрасли электромобилей

Развитие индустрии электромобилей начинается с создания и улучшения производственных мощностей для производства авто на электротяге и их основных компонентов, таких как батареи и электромоторы. Основной упор делается на повышение уровня отечественных изготовителей. Улучшение внутренних ресурсов и знаний в отрасли электромобилей позволит России уменьшить зависимость от импорта и укрепить свои позиции на мировом рынке электротранспорта.
Важной частью концепции является серийное производство новых, оснащенных электромобилей. В планы правительства включены разработка более эффективных батарей, улучшение технических характеристик автомобилей и повышение их экологичности. Параллельно с этим планируется стимулирование спроса на электромобили через различные государственные программы, включая налоговые льготы, субсидии и развитие зарядной инфраструктуры.
Создание инженерной и транспортной инфраструктуры является еще одним важным аспектом. Для послепродажного обслуживания электромобилей требуется большое количество сервисных центров и специалистов, способных обслуживать и ремонтировать электротранспорт.
Кроме того, в программу государства по развитию отрасли входит преодоление бюрократических вопросов. Это включает в себя упрощение процедуры регистрации автомобиля, а также адаптацию городской среды под нужды электротранспорта.
Реализация концепции развития электромобильности в Российской Федерации предусматривает два основных этапа.
На начальном этапе, запланированном на 2021-2024 годы, устанавливается фундамент для дальнейшего роста. На этом этапе планируется сделать доступной зарядную инфраструктуру и наладить производство собственных электромобилей. Цели правительства на этот период:
  • Повысить число электромобилей, выпускаемых в России до 25000.
  • Построить 9400 станций для зарядки автомобилей, в том числе 2900 быстрых.
Следующий этап программы рассчитан на 2025-2030 годы. Фокус на этом этапе смещается на дальнейшее углубление индустрии и внедрение новых технологий. На этот период ставятся следующие цели:
  • Доля электротранспорта должна составлять 10% от числа автомобилей.
  • Наладить производство аккумуляторных батарей в России.
  • Начать производство катодных и анодных материалов.
  • Построить 72000 зарядных станций.
Для внедрения этих целей в жизнь планируется создание 39000 рабочих мест.
Для широкомасштабного внедрения электромобилей ключевым аспектом является увеличение числа зарядных станций. В среднем зарядная станция окупает свою стоимость за 7-10 лет. Этот показатель напрямую зависит от количества электромобилей. В России из-за ограниченного числа электромобилей проекты по установке зарядных станций окупаются лишь в долгосрочной перспективе. Поэтому для развития этой инфраструктуры жизненно важна активная поддержка со стороны государства, включая компенсации до 60% затрат. Учитывая географические особенности России, запас хода автомобилей и низкие температуры в зимний период, на трассе зарядные станции необходимы через каждые 100 км. В густонаселенных городах этот показатель сокращается до 4 квадратных километров. Кроме компенсации затрат на строительство станций, правительство планирует предпринять меры по привлечению частного бизнеса, такие как субсидии или упрощенные процедуры разрешения на обустройство ЭЗС.
Планы по развитию отрасли электромобилей в России амбициозны. Они обещают значительные изменения в транспортной инфраструктуре страны и способствуют переходу страны на более экологичные виды транспорта, открывают новые возможности для развития национальной экономики. Кроме того, реализация программы правительства по развитию электротранспорта укрепит технологическую независимость России и повысит качество жизни в стране. Учитывая глобальные тренды и экологические преимущества электромобилей, это направление имеет значительный потенциал. Реализация этих планов потребует скоординированных усилий правительства, промышленности и научного сообщества, но перспективы и выгоды перехода на электротранспорт делают эти усилия весьма обоснованными. При правильном подходе и достаточных инвестициях Россия может занять достойное место в мировой индустрии электромобилей.
Обзоры и тест-драйвы