Top.Mail.Ru
Электромобильность

Мифы про электрокары, с которыми пора расстаться

Еще каких-то 10 лет назад электромобили были диковинкой на дорогах, а их владельцами становились люди исключительно состоятельные, относившиеся к такой покупке скорее как к игрушке, нежели чем как к серьезному вложению денег. С тех пор прошло немало времени, чуть ли не каждый уважающий себя автопроизводитель выпустил свой электрокар, а Тесла и вовсе перешагнула рубеж новаторства, смело внедряя концепцию зеленой энергии в массы. Но предвзятое отношение и целый ворох мифов вокруг электроавто так и остались на подкорке у обывателей.
Батарея быстро изнашивается, заряда не хватает, заправить трудно, на морозе встают, а дождь и вовсе приведет к серьезной поломке – это далеко не все предубеждения людей, которые можно услышать. Да, возможно когда-то это и было так, но сейчас технологии шагнули далеко вперед, а большинство электромобилей ни в чем не уступают авто на ДВС, а во многом даже и превосходят их. В этой статье мы собрали 9 самых распространенных мифов, с которыми пора расстаться, ведь ни один из них уже давно не относится к современным электрокарам.

МИФ 1: На электромобиле далеко не уедешь

Первое, о чем задумывается водитель за рулем электрички, – “А как далеко я могу на ней уехать?” Опасение застрять где-то посреди темной глуши без зарядки понять можно. Но, точно также можно оказаться и без топлива в баке. Вопрос лишь в том, рассчитаете ли вы нужное количество заряда для своего пути.
Современные электромобили обладают внушительным запасом хода – до 500-600 км на одном заряде. И это не пустые обещания: проводятся специальные испытания (циклы NEDC, WLTP, CLTC и другие), в ходе них присваивается реальный показатель, на который можно ориентироваться при планировании маршрута. Электрокары легко перемещаются между городами, а зарядить их можно на специальных ЭЗС всего за 20-30 минут (пусть и не до полных 100%, но еще километров на 200 хватит).
Да и кто в состоянии проехать более 500 км без передышки? Короткий пит-стоп для заправки – это еще и отличный повод размяться и перекусить.
Так что миф о дальнобойности совершенно не относится к современным электроавто. С их емкими аккумуляторными батареями можно не ограничивать себя в географии передвижений.

МИФ 2: Электрокары для богатых

Чтобы приобрести собственный автомобиль на электродвигателе, вовсе не нужно отдавать баснословную сумму. Да, ранее, за неимением альтернатив, такие электрокары как Тесла стоили недешево. Но сейчас почти в каждой марке есть своя линейка электрических авто.
Форд, Ниссан, Тойота, Киа, Шевроле – везде найдется свой бюджетный Leaf или Bolt. А ведь есть же еще китайские авто. Да-да, расцвет технического прогресса в Поднебесной подарил нам массу электрических моделей по привлекательному ценнику.
Так что стоимость электромобилей уже не переходит границ допустимого, а в некоторых вариантах купить такой авто намного выгоднее традиционного транспорта. Плюс, не стоит забывать о вторичном рынке, где есть возможность купить подержанную “электричку” гораздо ниже рыночной стоимости.

МИФ 3: Мало зарядных станций

Нехватка коммерческих электрозаправок, которая наблюдалась в России еще пару лет назад, сейчас постепенно сходит на нет. Большинство станций с классическим топливом готовы предложить и электрозарядку от специального автомата, а многие торговые центры и паркинги устанавливают бесплатные зарядные аппараты на своей территории, тем самым привлекая клиентов. Да, где-то в отдаленных уголках страны все еще можно столкнуться с отсутствием ЭЗС, но ситуация отнюдь не так плачевна, как кажется, и развитие инфраструктуры – лишь вопрос времени.
Кроме того, современные электромобили могут заряжаться от обычной бытовой сети 220В через специальный порт для приема переменного тока. Да, это не так быстро, зато уж розетка есть в каждом доме, причем не одна.
Есть ли поблизости ЭЗС? Подскажет специальное приложение для смартфона. Такие популярные навигаторы, как PlugShare, ChargePoint, TOKA Network, Chargemap и другие, могут не только показать ближайшие на карте станции и краткую информацию о режиме работы и стоимости услуг, но даже проложат до них маршрут.

МИФ 4: Аккумулятор в электромобиле придется менять через пару лет

Люди, не знакомые с устройством электромобиля, по аналогии с обычными бытовыми приборами ошибочно полагают, что АКБ в электрокарах недолговечен и потребует замены уже через пару лет активных поездок. На деле, этот миф не имеет ничего общего с реальными показателями.
Литий-ионные аккумуляторы нового поколения имеют высокий потенциал и срок службы – производители дают гарантию минимум 10 лет или 150-170 тыс.км пробега на установленную батарею. У некоторых моделей этот срок еще выше. Так что автомобиль может скорее надоесть, чем потребуется замена его аккумулятора.
Подобный миф легко разрушают и факты. По данным международного исследования Recurrent Auto, всего 1,5% из 15 тыс. опрошенных автовладельцев меняли АКБ, не достигнув 10-летнего рубежа. Остальные продолжают ездить на своих электрокарах, не замечая снижения эффективности с течением времени.

МИФ 5: Нельзя заряжать электромобиль в дождь

Непреложное правило не лезть мокрыми руками к розетке впитывается нами с детства. От того и существует опасение нарушить целостность механизма или получить удар током, заряжая электрокар в дождь. Если вы думаете также, то задайте себе вопрос – стали бы автомобильные бренды разрабатывать и производить авто, которое нельзя эксплуатировать в любых погодных условиях?
Зарядные разъемы и кабельные переходники обладают идеальной водонепроницаемостью и не пропускают даже мелкую пыль. Их использование абсолютно безопасно даже в непогоду. Если дождь застал вас прямо под открытым небом, никакая влага не повредит внутренним механизмам, не говоря уже о том, чтобы стать проводником для высоковольтного электричества.

МИФ 6: От электромобиля можно получить удар током

Современные электромобили сконструированы на электрической установке под напряжением до 800 В. Очевидно, что данный факт способствует распространенному заблуждению, что от электрокара можно получить удар током во время эксплуатации. Однако, статистика говорит о том, что скорее обычный фен или микроволновка могут ударить током, чем электрический автомобиль.
Их специально конструируют таким образом, чтобы все системы были герметичны и безопасны, а каждый экземпляр, сошедший с конвейера, проходит несколько этапов проверки. На практике, все основные соединения спрятаны глубоко внутри корпуса – Ттуда, куда может добраться только специалист квалифицированного сервиса.

МИФ 7: Электромобиль нельзя эксплуатировать зимой

Если бы современные электрокары боялись морозов, их бы не покупали в странах с холодным климатом. В той же Норвегии на конец 2021 было около 647 тыс. таких авто (т.е. у каждого 8-го жителя), а холодные Нидерланды и вовсе занимают вторую строчку рейтинга стран по количеству имеющихся у населения электромобилей.
Почему же многие опасаются эксплуатировать их зимой? Вероятно, тому служит ряд опасений, связанных с аккумулятором:
  • он быстро потеряет накопленный заряд при минусовой температуре: по данным многих пользователей, заявленный запас хода сокращается при температуре от -20 градусов где-то на 20-30%, часть из которых идет на прогрев самой батареи до рабочей температуры и салона. Так что не так уж и быстро, как представлялось.
  • АКБ прекращает функционировать при сильном морозе: литий-ионные аккумуляторы новейшего поколения, которыми укомплектованы все современные электрокары, способны работать даже при температуре -40 градусов.
Так что, ездить на электрокаре зимой чуть менее выгодно, чем в другие сезоны, но все также возможно, и никакие погодные условия этому не помешают.

МИФ 8: Если аккумулятор сел, спасет только эвакуатор

Отчасти это убеждение верно, так как при отсутствии заряда большинство электромобилей попросту не смогут тормозить, исключая тем самым возможность для буксировки. Но вот выходов из этой неприятной ситуации может быть намного больше, чем простая эвакуация.
  1. Отслеживать состояние батареи. Многие электрокары начинают самостоятельно оповещать водителя уведомлением на мониторе о близящейся разрядке.
  2. Обзавестись зарядным устройством. Такие автомобильные пауэрбанки смогут немного пополнить батарею, чтобы вы доехали до источника питания.
  3. Воспользоваться услугами сервиса. Многие компании оказывают техническую помощь владельцам электрокаров, привозя сменные АКБ в нужную локацию. Например, если вы арендуете электрокар через Atomobility, сменную батарею на случай аварийной разрядки оперативно доставят вам в пределах Москвы и области.

МИФ 9: Электричества для зарядки нужно много, поэтому заправка получается дорогой

Электричество намного дешевле бензина, и это неоспоримый факт. Чтобы посчитать, сколько будет стоить заправка электрокара, не нужно сложных формул.
Например, вы заряжаете авто с объемом аккумулятора 50 кВт·ч на ЭЗС. Все коммерческие станции имеют киловаттную тарификацию. На 2023 год стоимость 1 кВт – порядка 17 рублей на станциях Москвы и области. В таком случае, одна зарядка обойдется вам всего в 750 рублей.
От бытовой розетки 220 В при стоимости киловатта в 5 рублей, выйдет дольше, но гораздо дешевле – около 250 рублей за полную зарядку.
В среднем, электромобили с такой емкостью батареи могут проехать до 300 км, в следствие чего, стоимость километра пути – 2,5-0,8 рубля, что в 3 раза дешевле бензина! Дорого это или нет? Решать вам. Но на наш взгляд, вопрос экономности при использовании электрокара очевиден.
Итак, все точки над i расставлены, а мифы развеяны. Очевидно, что плюсов у электрокаров гораздо больше, чем минусов, чему в подтверждение служит повышенный спрос на них в последние годы. Опираясь на данные статистики, получается, что иметь электромобиль на порядок выгоднее классического транспорта на ДВС, а явных помех в эксплуатации нет.
Еще пару лет назад в России насчитывалось около 9 тысяч электрокаров в пользовании. Сейчас эта цифра перевалила отметку в 12,8 тыс. (по данным исследования компании «Электронный паспорт») и будет расти, что приведет к улучшению и заправочной инфраструктуры. Уже имеется несколько программ господдержки при покупке отечественных электрокаров, разрабатывается единая сеть поиска заправок уровня официального реестра. Вкупе с огромным выбором вариантов из разного ценового сегмента электромобили становятся все доступнее и выгоднее.
Может быть и вам уже пора присмотреться к ним, отбросив все предубеждения?
Обзоры и тест-драйвы