Top.Mail.Ru
Блог об электромобилей

Особенности зарядки электрокаров на примере Volkswagen id 4. Будущее электрозаправок в России.

Автомобили, использующие вместо двигателя внутреннего сгорания (ДВС) электромотор, стали все чаще появляться на отечественных дорогах, завоевывая любовь автолюбителей и даже получив весьма народное прозвище – «электрички». Во многом, интерес связан с тем, что электрокары, судя по опросам пользователей, наносят меньше вреда экологии и гораздо дешевле в эксплуатации. Всё это стало возможным именно благодаря использованию более безопасного источника энергии. А именно, электричества.
Удивительный механизм электромотора способен преобразовывать его в кинетическую энергию, питая основные системы жизнеобеспечения автомобиля – от управления коробкой передач до подогрева сидений. Важной частью каждого электрокара является аккумулятор. Та самая литий-ионная батарея, заряжаемая от источников тока и способная держать в себе запас заряда для плавного распределения его далее. Возможности батареи определяются её емкостью – чем она выше, тем большее расстояние способен проехать электрокар и тем функциональнее он будет.

Какие способы зарядок бывают?

Литий-ионные батареи способны заряжаться двумя основными способами, о чем свидетельствует два типа входа для зарядки, которыми снабжаются абсолютно все электромобили – быстрым и медленным.
Быстрый способ – от источников постоянного тока на специализированных заправочных станциях (ЗЭС) – способен в кратчайшие сроки (от 30 минут до часа) восполнить до 100% заряд аккумулятора, выдавая максимально возможное для батареи напряжение в 500 В. Специальный блок рассчитан на подключение через кабель CHAdeMO и оплачивается покиловаттно согласно установленному станцией тарифу. Довольно удобный способ, особенно, если вы находитесь далеко от дома или времени на иные способы зарядки нет. Однако, у него есть один серьезный минус, от чего быстрым режимом не стоит пользоваться часто. Зарядка через ЗЭС сокращает функциональность батареи, что приводит к ее стремительному износу.
Медленный способ – от домашней розетки переменного тока на 220 В, используется зачастую как основной и самый доступный. Несмотря на низкую отдачу энергии и большие временные затраты, автомобиль легко поставить на зарядку на ночь или на выходные, а стандартного кабеля в комплекте электрокара будет достаточно, чтобы осуществить подключение. Кроме того, небольшая сила тока плавно воздействует на батарею и минимизирует ее износ. Для эффективной и более безопасной зарядки существует множество специальных стационарных станций, которые устанавливаются отдельно и позволяют контролировать перепады напряжения, а также параметры наполнения и его продолжительность.
Больше повезло обладателям домашней электросети повышенной мощности – 380 В. Это также один из видов медленной зарядки, но уже с большей силой тока, существенно уменьшающей время накопления энергии. Правда, пока, такие сети – большая редкость в России, а значит, остаются не самым доступным вариантом.
В рамках медленной зарядки выделяют еще один вид – портативная зарядная станция. Суть ее работы схожа с принципом всем известного power bank для бытовых устройств, и позволит иметь всегда под рукой необходимый минимум энергии, чтобы добраться до ближайшей заправки без происшествий.

Режим Supercharger

Забавно, но вспоминая о быстром режиме зарядки, невольно представляются современные смартфоны, которые уже давным-давно получили данную функцию и полностью заряжаются за считанные минуты. Поскольку электромобиль также работает от электричества, вполне ожидаемо, что и у него должна была появиться данная опция.
Первыми, как всегда, стали законодатели «электрической моды» – компания Tesla, представив миру свой режим Supercharger, в основе которого лежит специальная система охлаждения батареи, за счет чего есть возможность заряжать ее от источника мощностью до 250 кВт, что ранее считалось невозможным и губительным для литий-ионных аккумуляторов. Результат такой зарядки поистине впечатляет – благодаря специальном кабелю V3 вдвое сокращается время накопления энергии! На сегодняшний день уже многие электрокары получили функцию быстрого заряда, среди которых и Volswagen ID. 4 – классический немецкий кроссовер с современным исполнением и высокими ходовыми показателями.

Возможности зарядки кроссовера Volkswagen ID. 4

ID 4 появился на рынке в 2020-м. Изначально, в линейке было 2 основных модификации (полного и заднего привода), к которым потом добавилось еще несколько версий с разной мощностью и емкостью батареи, что повлияло и на показатель максимального запаса хода. На данный момент у конфигураций с батареей на 55 кВт запас дальности хода составляет около 350 км при мощности 148-174 л.с., а у более продвинутых и мощных вариаций с батареей на 82 кВт – около 500 км.
Изучая представленные показатели комплектаций, можно прийти к выводу, что компании удалось максимально оптимизировать режим расходования энергии, получив хорошие показатели хода: на каждый киловатт энергии автомобиль может проехать целых 15 км, что довольно внушительно в сравнение с другими электрокарами.
Заряжается батарея Volkswagen ID.4, как и остальные его электрические «собратья», двумя способами – от постоянного тока на электрозаправках, а также от домашней сети 220 В с помощью разъема CCS, поддерживающего также функцию быстрой зарядки и идущего в комплекте поставки. Надо отметить, что производитель озаботился и аварийным обеспечением энергии – в автомобиле предусмотрена замена основного аккумулятора на резервный. Таким образом, чтобы зарядить батарею Volkswagen ID 4 от бытовой розетки понадобится порядка 12 часов, на станции – всего 45 минут, а в быстром режиме и того меньше – около 15-20 минут до полного заряда. К сожалению, электрозаправок, поддерживающих режим Supercharger в России не так много, поэтому остается надеяться, что в ближайшее время можно будет полноценно использовать данную опцию без вреда для батареи и экономить время.

Где сейчас можно зарядить авто с функцией Supercharger и какое будущее ждет электрозаправки в России?

Первая ЭЗС с поддержкой быстрой зарядки была открыта, как и ожидалось, компанией Tesla в Москве еще в 2016-м на базе территории «Сколково» и была доступна только для моделей данного производителя. Но уже в 2021-м Илон Маск подтвердил новость о том, что фирменная сеть может быть использована для зарядки и других марок электрокаров. На данный момент несколько действующих ЭЗС с данной функцией находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, а также на трассах М-9 и М-10.
Несмотря на популярность электрокаров у пользователей, инфраструктура их обслуживания пока не может похвастаться общей доступностью – в городах с небольшой численностью единственным вариантом зарядки до сих пор остается домашняя сеть 220 В. Однако, уже в 2023 году Департамент транспортной службы МО реализовал проект «Энергия Москвы», в планах которого строительство новых пунктов зарядных станций в столице и области, что увеличит вдвое количество ЭЗС, таким же образом постепенно будут наполняться и регионы.
Кроме того, уже сейчас рассматривается законопроект по созданию единого агрегатора для поиска электрозаправок, который существенно повысит уровень осведомленности граждан о местах нахождения ЗЭС в стране.

6 самых часто задаваемых вопросов о зарядке электрокаров:

Как часто можно заряжать электрокар на ЗЭС?
Зарядка от источника постоянного тока ускоряет процесс деградации батареи, что ведет к ее быстрому износу. Кроме того, расходы на домашнее электричество в 2,5 раза дешевле. Отсюда вывод – чем меньше, тем лучше. Идеальный вариант, если вы оставите способ зарядки на ЗЭС для крайних случаев.
Сколько стоит зарядить до 100% батарею Volkswagen id 4?
В регионах РФ установлена разная тарификация за 1 кВт электроэнергии. Предположим, это будет усредненное значение в 6 руб. Таким образом, чтобы полностью зарядить батарею электрокара Volkswagen id 4 емкостью 55 кВт вам потребуется около 330 руб, для 82 кВт – 492 руб.
В чем преимущества зарядной станции перед кабельным методом при зарядке от бытовой сети?
Специальные зарядные станции в качестве проводника между стационарной розеткой на 220 В и разъемом электрокара позволят вам гораздо безопаснее заряжать свой автомобиль. Во-первых, они нивелируют перепады электропитания, во-вторых, имеют функцию экстренного отключения при различного рода ситуациях, в-третьих, отслеживают состояние батареи, спасая ее от перегрева.
Обязательно ли заряжать батарею электрокара до 100%?
Нет, количество подключений и их характер никак не влияют на износ батареи. Поэтому, вы можете включить питание на нужный вам срок и отключить автомобиль от зарядного устройства, не дожидаясь полного заряда его аккумулятора.
Есть ли места, где можно заряжать электрокар бесплатно?
Социальные общественные площадки (как правило, образовательных учреждений или административных комплексов) могут предоставить возможность для бесплатной зарядки электрокара.
Есть ли приложения для поиска ЭЗС?
На данный момент большой популярностью пользуется бесплатное приложение PlugShare, способное показать ближайшие электрозаправки на карте и проложить маршрут к ним. В будущем ожидается появление нового отечественного сервиса с похожим функционалом.
Обзоры и тест-драйвы Вопросы и ответы Зарядная инфраструктура