Top.Mail.Ru
Блог об электромобилей

Заряжаем электрокар дома – что важно знать

Абсолютным лидером среди автомобилей сегодняшнего дня стали электрокары. Свою популярность они завоевали не только благодаря экологичности и соответствию тенденциям современности, но и за счет значительной экономии средств на заправке. В противовес автомобилям с двигателем внутреннего сгорания, электрокар заряжается электричеством, что в свою очередь в разы экономнее топливной заправки.
Из плюсов электрических автомобилей можно выделить возможность заряжаться не только на специализированных зарядных станциях, но и в домашних условиях, что делает процесс эксплуатации автомобиля еще более приятным и удобным. Вам не нужно подстраивать маршрут под расположение любимой АЗС, заряжать автомобиль можно в гараже или на парковке. Оставив машину, подключенную к зарядному блоку, например, на ночь, утром вы получите готовое к новым поездкам авто.
Скорость заряда и расход ресурсов зависит от мощности вашего электрокара и емкости батареи. К слову, мощность двигателя Tesla Model 3 в базовой комплектации составляет 238 л.с., емкость аккумулятора около 60 кВт·ч. На полном заряде этот автомобиль проедет порядка 350 км. А автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, имея аналогичные технические характеристики, на то же расстояние затратит более 50 литров топлива. Выгода очевидна, даже учитывая разные тарифы на электричество в разных регионах. Если выбрать более скромный электрокар, под капотом которого не расположено как минимум половина табуна лошадей, то расход заряда будет еще более экономным.
Для зарядки своего автомобиля дома перед покупкой вам нужно позаботиться о подготовке парковочного пространства. Имея частный гараж, вам достаточно обеспечить свободный доступ к обычной розетке на 220В, об остальном уже позаботились производители элекрокаров. Если же вы оставляете авто на паркинге, то этот вопрос желательно предусмотреть заранее. Как правило в комплекте к электрокару уже идет зарядный кабель, который с одной стороны оснащен разъемом для обычной бытовой розетки, а с другой стороны – специализированным разъемом для порта вашего авто. Такой способ заряда именуется зарядом от переменного тока и имеет самый щадящий, но и самый долгий способ заряда. Как правило, это 8-20 часов. Если же вам необходимо зарядить электрокар в более сжатые сроки, то вы сможете воспользоваться услугами ЭЗС или приобрести специализированную зарядную станцию для домашнего использования.

Режимы заряда электромобиля

  • Как ранее отмечалось, самый доступный способ заряда электрокара – это зарядка переменным током от бытовой розетки на 220В. Такие зарядки идут в комплекте с электромобилем, и их мощность составляет 3,5-7 кВт. При подключении к трехфазной сети показатель вырастает до 7-11 кВт. Но данный режим все равно остается самым медленным и подходит не каждому.
  • Следующий режим – заряд электромобиля переменным током через специальный кабель, который оснащен информационной шиной. Стоимость таких зарядных устройств составляет 1 000 – 2 000 долларов. Перед началом заряда, устройство проверяет заземление с обеих сторон, утечку изоляции, договаривается о мощности со всеми подключенными к сети устройствами, и только после активирует подключение заряда. Таким образом кабель нивелирует перепады тока, защищая ваши бытовые приборы. Данный способ заряда является абсолютно безопасным, а мощность заряда вырастает до 22-43 кВт. Соответственно скорость заряда сокращается до 4-6 часов. В некоторых случаях электромобиль может также устанавливать лимиты потребления переменного тока, что увеличивает скорость заряда. Поэтому данный метод также относят к категории медленных зарядов.
  • И самым скоростным, продвинутым и защищенным режимом является зарядка постоянным током. В данном случае машина обменивается зарядом напрямую с источником тока без потери на преобразование. Устройство активизирует заряд только после полной проверки безопасности всех систем. В среднем мощность таких станций составляет 43-50 кВт. Но все чаще появляются и более мощные, от 100 и даже до 350 кВт. Однако стоимость таких станций гораздо выше, поэтому их чаще можно отнести к серии профессиональных устройств, нежели к станциям для домашнего пользования.

Важно знать

Злоупотребление быстрыми зарядными устройствами снижает потенциал и расходует ресурс батареи вашего электромобиля. Поэтому не стоит использовать их на регулярной основе. Рекомендуется прибегать к этому способу лишь в случае острой необходимости. В качестве же постоянного источника заряда стоит отдать предпочтение зарядке от переменного тока. Такой способ заряда экономит не только ваши средства, но и продлевает срок службы вашего аккумулятора.
Не рекомендуется разряжать электромобиль до нуля. Это унифицированная рекомендация для всех литий-ионных аккумуляторов, которыми оснащено преимущественное число электрокаров. Просчитайте ваш расход заранее.
Немаловажно на постоянной основе заряжать авто не выше 80%. Неспроста ряд зарядных устройств имеют функцию настройки заряда. Дело в том, что для автокаров свойственна система рекуперации торможения – это механизм, позволяющий во время торможения вырабатывать электроэнергию. Зарядив ваш электрокар на 100%, вы не оставляете пространства для реализации данного потенциала и накопления тока. В частных случаях же допустим полный заряд электромобиля, но на регулярной основе стоит придерживаться этих нехитрых правил.
Старайтесь парковать электромобиль в теплом помещении. Как и все литий-ионные батареи, аккумулятор электрокаров не любит минусовых температур и теряет уровень заряда при нахождении на морозе.

Какие розетки подходят для зарядки электрокаров

В мире электромобилей не существует единого разъема автомобильной зарядки. Однако и модификаций розеток не столько много, как в случае с бытовыми приборами. Всего их семь.
Type1. Однофазный разъем, часто встречающийся как J1772. Разработан в 2009 году как первый стандартизированный порт для электрокаров. Предназначен для заряда переменным током и чаще встречается в Японии и США. Заряжает до 9,2 кВт.
Type2. Комбинированный разъем (одно-/трехфазный). Разработан для использования в странах Европы. Мощность достигает 43 кВт.
Tesla Supercharger. Разъем был внедрен компанией Tesla, что видно по названию, чтобы обойти «медленные» зарядки Type1. Этот разъем комбинированный, подходит как для заряда переменным током, так и для DC-станций мощностью до 135 кВт. Стоит приобрести зарядку, оснащенную охлаждающей жидкостью – производительность увеличится до 250 кВт.
CCS Combo 1 и CCS Combo 2. Это продвинутая версия зарядок Type1 и Type2, разработана с учетом всех их недостатков. Имеют дополнительную проводку, рассчитанную на зарядку постоянным током. Мощность заряда достигает 400 кВт.
CHAdeMO. Этот стандарт активно используют конкуренты Tesla в Японии и Америке. Разъем способен обеспечить мощность 400 кВт при наличии охлаждающей жидкости. А при наличии специального адаптера зарядку можно подключить и к Tesla.
GB/T включает в себя разъемы сразу для постоянного и для переменного тока. Изобретен в Китае. В стандартной модификации обеспечивает мощностью 237 кВт, в современной – до 900 кВт.
Type 2/ CCS Combo 2. Присутствие в автомобиле одного из этих разъемов аннулирует вопрос о совместимости. Часто европейские производители располагают сразу два порта в паре, иногда один с одной стороны, второй – с другой.

FAQ

Сколько времени занимает зарядка электрокара в домашних условиях?
Время полного заряда литий-ионной батареи авто от розетки 220В составляет 8-20 часов от обычного базового кабеля. При дополнительной установке зарядного блока скорость заряда от переменного тока вырастает до 4-6 часов.
Какая емкость аккумулятора у электрокаров?
Средняя емкость батареи электрического авто составляет 60 кВт·час. Значения варьируются в зависимости от модели и мощности авто.
Как самостоятельно оборудовать место под заправку?
Если вы располагаете собственным гаражом для парковки авто, то для электрической заправки достаточно лишь обеспечить свободный доступ к розетке на 220В. Если же ваше парковочное место расположено, допустим, на открытом паркинге, то вам нужно позаботиться о проведении кабеля с разъемом и влагозащитой. Как вариант, размещение розетки в специализированном электрическом щитке.
Можно ли заряжать электрокар во время дождя?
Да, соблюдая рекомендованные правила безопасности, как и с любыми электроприборами. Не стоит допускать попадания влаги на прямой контакт кабеля и разъема.
Сколько стоит устройство для домашней зарядки электрокаров?
Средняя стоимость устройства варьируется в диапазоне от 1 000 до 2 000 долларов. Цена зависит от мощности, производительности, типа разъема, степени защиты, материала и прочих параметров.
Сколько стоит зарядить электромобиль?
При емкости батареи 77 кВт·час стоимость зарядки составит ориентировочно 600 рублей. А хватит данного заряда примерно на 300 км. В случае бензинового же автомобиля с расходом 7 литров на 100 км при стоимости топлива 50 руб/литр, чтобы проехать 300 км, вы потратите 1050 рублей, что почти в два раза дороже зарядки электрокара.
Как подключить зарядку для электрокаров?
Специализированных знаний не требуется. Убедитесь, что штекер зарядки подходит для разъема вашего электромобиля с одной стороны и для розетки с другой стороны.
Отзывы владельцев Обзоры и тест-драйвы Зарядная инфраструктура